Posted 27 августа 2013,, 20:00

Published 27 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

А ввоз и ныне там

А ввоз и ныне там

27 августа 2013, 20:00
С 1 сентября Россия снижает ввозные пошлины более чем на 5 тыс. товаров. Это произойдет в рамках обязательств, которые наша страна имеет перед Всемирной торговой организацией (ВТО). Впрочем, пока пошлины снизятся довольно незначительно – на 1–3% по каждой позиции. И вряд ли стоит ожидать, что в результате этих послабле

Смягчение пошлин будет происходить поэтапно – до 2017 года. В этом году снижение ставок коснется примерно 5100 позиций, в том числе рыбной продукции, кондитерских изделий, экзотических фруктов, сырья для производства соков. Причем в отдельных случаях пошлина, наоборот, будет повышена до уровня обязательств России перед ВТО, поскольку на данный момент она ниже.

Между тем год, прошедший с момента присоединения России к ВТО, показал, что снижение ввозных пошлин на товары фактически не влияет на розничную цену этих самых товаров. Напомним, что снижение пошлин на автомобили было компенсировано введением утилизационного сбора. Что касается рынка свинины, то снижение пошлин привело к росту импорта и снижению оптовых цен, но на этом цепочка прервалась. «Ожидания российского потребителя, который должен был выиграть от снижения цен на розничную продукцию, не оправдались, – говорится в докладе фонда «Петербургская политика». – Падение цен на свинину на внутреннем рынке, которое случилось благодаря снижению импортных пошлин, отразилось в цене для конечного потребителя ее уменьшением на 1%».

«Мы видим обострение конкуренции, но оно происходит не с импортируемыми товарами, а между российскими производителями, в основном крупными компаниями – лидерами рынка», – говорит «НИ» генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. Кроме того, по словам эксперта, на рынке сложилась достаточно выраженная тенденция – потребители отдают предпочтение российским продуктам. В первую очередь это относится к мясу и молоку.

«Хотя все понимают, что российский продукт должен стоить дороже. Потому что он свежее, в нем меньше консервантов, – напоминает г-жа Тюрина. – И дальше ситуация будет зависеть от того, как будет соотноситься уровень доходов населения и темпы российской инфляции. В зависимости от этого спрос на отечественные продукты будет расти или падать».

Вместе с тем вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов в разговоре с «НИ» заметил: для того чтобы потребители радикально изменили свои предпочтения, их доходы должны упасть довольно значительно. «Кроме того, несмотря на снижение ввозных пошлин, у России остаются инструменты для того, чтобы ограничить доступ конкурентов на отечественный рынок. Например, санитарный контроль», – указывает эксперт.

В теории, снижение ввозных пошлин должно стать сдерживающим фактором для роста цен на плодоовощную продукцию, особенно в зимний период. Также должны снизиться цены на растительные масла, которые Россия не производит, и на импортную рыбу, которая занимает не менее половины рынка. Но потребители, скорее всего, снова вообще не заметят снижения пошлин, предсказывают участники продовольственного рынка. В беседе с «НИ» председатель Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев указал на то, что вся разница будет «съедена» торговыми сетями, которые вынуждают производителей закладывать в стоимость продукции премии и бонусы. В условиях несовершенного закона о торговле, который позволяет сетям устанавливать фактически любую маржу на товар, никакие послабления в таможенной политике не приведут к видимым результатам.

В свою очередь, первый вице-президент общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова напоминает, что вступление России в ВТО было продиктовано желанием руководства страны облегчить доступ отечественных товаров и услуг на международные рынки.

«Для роста экспорта отечественных товаров в условиях членства в ВТО российской экономике необходимо выпускать высококачественную и современную продукцию с высокой добавленной стоимостью, – считает г-жа Касьянова. – Если этого не будет сделано, то спрос резко упадет и предприятиям придется закрыться. Для выпуска инновационной продукции многим представителям отечественного бизнеса придется существенно модернизировать собственные производственные линии, оборудование и технологии».

"