Posted 27 августа 2012,, 20:00

Published 27 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:24

Updated 8 марта, 05:24

«Погонят нам всякое старье»

«Погонят нам всякое старье»

27 августа 2012, 20:00
Подавляющее большинство жителей России знают о том, что недавно страна вступила в ВТО, но что скрывается за этой аббревиатурой – не могут сказать даже половина опрошенных. Об этом сообщил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Как всякое малоизвестное и непонятное явление ВТО вызывает у населения не

Напомним, что наша страна официально присоединилась к ВТО на прошлой неделе, и 70% россиян, исходя из данных опроса (ВЦИОМ), об этом знают. Впрочем, к этому факту они относятся довольно равнодушно. Несмотря на то что переговоры о вступлении в организацию велись последние 17 лет, эта тема многократно обсуждалась в СМИ, лишь 40% респондентов имеют представление, что такое ВТО. В основном они правильно понимают смысл аббревиатуры: 24% расшифровывают ее как «Всемирная торговая организация», 10% ответили, что это организация, которая занимается торговлей между странами, еще 9% – что ВТО регулирует торговые отношения между странами. При этом 1% из числа знающих заявили, что данную аббревиатуру следует расшифровывать как «Всероссийская торговая организация». Между тем четверть населения – 26% – услышали о вступлении России в ВТО непосредственно в ходе опроса. В данную категорию попали молодежь (40%), жители малых городов (33%) и малообеспеченные респонденты (34%). Лучше остальных осведомлены 35–44-летние (77%), москвичи и петербуржцы (78%), а также обеспеченные россияне (76%).

Схожие опросы, в частности фонда «Общественное мнение» (ФОМ), подтверждают: россияне плохо осведомлены о деятельности международной структуры, в которую правительство так стремилось вступить. Согласно августовскому исследованию фонда, 32% опрошенных вообще ничего не знают о ВТО, а 35% лишь «что-то слышали» о ней. Впрочем, по мнению ведущего эксперта исследовательского холдинга РОМИР Игоря Березина, такой уровень просвещенности можно называть высоким с учетом того, насколько малозначимым для простого обывателя является факт присоединения к этой организации. «ВТО, Всемирный банк, МВФ и другие международные финансовые организации никакого, ни косвенного, ни прямого отношения к жизни простых россиян не имеют, – пояснил «НИ» эксперт. – Те 17 лет, что велись переговоры, – это большой срок. За это время произошло много других более значимых и более ярких событий, которые куда больше привлекают внимание россиян. Немаловажно и то, что даже эксперты долго не могли сойтись во мнении, какие последствия ожидают нашу экономику от вступления в эту организацию».

Интересно, что люди хоть и плохо себе представляют, что такое ВТО, но все же относятся к этой структуре с некоторой опаской. По данным ФОМ, сегодня лишь 21% опрошенных полагают, что членство в организации принесет России больше пользы, чем вреда. При этом количество оптимистов снижается: в 2004 году положительно о вступлении в ВТО отзывались 41% респондентов, а в 2011 году – уже 32%. Зато растет число граждан, считающих, что последствия членства в ВТО будут негативными. В 2004 году таких было 15%, в 2011-м – уже 18%, сейчас – и вовсе 28%.

В числе отрицательных последствий люди называют ущерб экономике и спад производства: «задушат наше производство», «задушат отечественного производителя», «мы совсем перестанем производить», «конец российскому автопрому», «все сельское хозяйство пропадет». Также озвучиваются опасения по поводу роста цен и появления слишком большого количества импортных товаров низкого качества: «всю ерунду будут к нам везти», «все плохое нам погонят, старье». Среди других опасений – снижение уровня жизни («нищие будем совсем»), рост безработицы («много рабочих мест потеряем») и усиление зависимости от Запада («будем под их дудочку петь»).

Игорь Березин полагает, что в появлении подобных настроений сыграли роль два фактора – личный опыт людей и сообщения в прессе. «Опасения вполне понятны: наученные горьким опытом последних десятилетий россияне интуитивно, на уровне ощущений понимают, что все эти изменения вряд ли будут к лучшему, – говорит Игорь Березин. – У нас сформировалось устойчивое тревожное восприятие мира. И это объективное отражение той реальности, в которой мы пребываем. Не последнюю роль играют в этой ситуации и СМИ, которые создают соответствующий информационный фон. Простой пример последнего времени: согласно исследованиям РОМИР, около 60% граждан считают, что осенью будет кризис, но, что интересно, это уже устойчивое ожидание не этого года, а последних трех лет».

"