Posted 28 июля 2016,, 14:39

Published 28 июля 2016,, 14:39

Modified 8 марта, 02:10

Updated 8 марта, 02:10

Где деньги лежат

Где деньги лежат

28 июля 2016, 14:39
В Москве закрылся каждый шестой банковский офис
Сюжет
Банки

С начала 2015 года из-за отзыва лицензий в столице закрыто 17% отделений банков, которые размещались в 517 помещениях, подсчитали эксперты компании Colliers International. Речь идет о 70–100 тыс. кв. метров освободившихся площадей, половина из которых до сих пор пустует. Другую половину заняли заведения общепита, а также магазины цветов, салоны красоты и небольшие супермаркеты.

В исследовании отмечается, что расходы на аренду и содержание помещений сокращают и оставшиеся на плаву банки. Даже мощный Сбербанк освободил помещения на Остоженке и Земляном Валу в целях экономии. Всего в период с 1 января 2015 года по 1 июня 2016 года было закрыто 541 банковское помещение, большинство из них – по причине отзыва лицензии. Как отмечают аналитики Colliers International, в общей структуре арендаторов в центре Москвы банки занимают около 9% помещений. Тенденция закрытия финансовых организаций в совокупности с продолжающейся оптимизацией банковских расходов создает тенденцию к перераспределению столичного рынка стрит-ритейла, считают эксперты.

«2016 год еще успеет повлиять на общую ситуацию в стрит-ретейле: как ожидается, в течение этого года суммарно будет отозвана лицензия еще у 10% банков, то есть 75 учреждений. Это приведет к появлению на рынке нового предложения в стрит-ретейле, интересного для арендаторов других секторов», – полагает управляющий партнер Colliers International в России Николай Казанский.

Напомним, «чистка» банковского сектора, которую проводит Центробанк РФ началась в 2013 году. За этот период ЦБ отозвал лицензии у 250 банков, в том числе, 58 – в текущем году и 93 – в прошлом. Как заявил в феврале первый зампред Банка России Алексей Симановский, основная работа по расчистке банковского сектора от недобросовестных участников завершится до 2017 года.

В соответствии с законом РФ о страховании вкладов физических лиц, клиентам лишившихся лицензий банков вложенные средства возмещаются Агенством по страхованию вкладов (АСВ). Однако не все кредитные организации в России (их насчитывается 680) входят в систему страхования – вклады клиентов застрахованы только в 580 из них.

При этом АСВ, созданное в 2004 году, стабильно выполняет обязательства перед вкладчиками. С момента своего открытия агенство выплатило клиентам обанкротившихся банков (2,5 млн. человек) более триллиона рублей. Сейчас физическому лицу без всякого риска можно держать в одном банке можно до 1,4 млн. рублей – эту сумму в случае отзыва лицензии вернут в полном объеме.

Финансовый омбудсмен РФ, один из авторов закона о страховании вкладов Павел Медведев в целом положительно расценивает действия ЦБ по зачистке банковского сектора. «Центробанк вынужден отзывать лицензии у недобросовестных банков, потому что зачастую, задним числом оказывается, что банк украл 90% средств, доверенных ему физическими и юридическими лицами. Нельзя сказать, что ЦБ слишком злой, он скорее несчастный», – сказал эксперт в беседе с «НИ».

Что касается средств вкладчиков обанкротившихся банков, то финансовый омбудсмен отметил, что нарушений по выплате средств в последнее время не наблюдается, а жалоб от граждан не поступает, однако со средствами юридических лиц ситуация обстоит сложнее. «Ужасная несправедливость состоит в том, что в случае банкротсва банка юридические лица практически ничего не получают, а ведь они состоят из живых людей, которым из-за этого не выплачиваются зарплаты», – отметил собеседник «НИ».

По мнению финансового омбудсмена, сейчас наступил спад темпов зачистки банковского сектора. Однако жесткий надзор со стороны ЦБ обернулся другой проблемой. По словам г-на Медведева, банкиры жалуются, что больше половины сотрудников банков работают на составление отчетности Центробанку, а не зарабатывают деньги.

«Это создает большую финансовую нагрузку на банки. Помимо прочего, на банки наложена еще и полицейская функция. Они обязаны следить за тем, чтобы к ним не обращались жулики и отмыватели денег, хотя по-хорошему они должны один раз сообщить о подозрительном клиенте в полицию и забыть о нем, а не отказывать в услугах при каждом обращении», – подчеркнул эксперт.

"