Posted 27 июля 2011,, 20:00

Published 27 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Бензиновый фальстарт

27 июля 2011, 20:00
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России намерена в течение недели внести в правительство законопроект, запрещающий нефтяным компаниям, чьи сети АЗС занимают более 50% региональных рынков, строить новые заправки. Об этом сообщил вчера заместитель руководителя ведомства Анатолий Голомолзин. Кроме того, как ожида

По мнению ФАС, предлагаемые меры будут способствовать развитию конкуренции в торговле топливом и позволят сделать ценообразование более прозрачным и рыночным. Спешка же, скорее всего, связана со стремлением властей предотвратить повторение «бензинового цунами», накрывшего страну весной. Учитывая приближающиеся выборы, дефицит «на бис», сопровождающийся ценовым галопом, был бы крайне нежелателен. Настраивать против себя многомиллионный электорат автомобилистов власти отнюдь не намерены. Однако рычагов для влияния на ситуацию у них, похоже, остается все меньше. Продление сроков выпуска «грязного» бензина класса «Евро-2» едва ли способно надолго остановить «антиправительственный» рост бензиновых цен. Чтобы изменить ситуацию, сейчас экстренно принимаются меры по формированию свободного рынка автомобильного топлива.

Однако проблемы, формировавшиеся годами, в одночасье не разрешить, тем более что административные меры, в том числе повышение экспортных пошлин на нефтепродукты с целью устранить внутренний дефицит бензина, лишь отодвинули проблему, которая, судя по продолжающемуся росту цен, лишь обостряется. Другое дело – поможет ли в авральном режиме принятое решение о стимулировании развития свободного рынка бензина благодаря отделению АЗС от нефтяных монополистов.

Как рассказал «НИ» ведущий специалист департамента рыночных исследований инвестиционной компании Виталий Крюков, предложенная мера «в долгосрочной перспективе оправданна, но сейчас никак не отразится на снижении бензиновых цен, поскольку в стране отсутствуют независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ)». По оценке эксперта, трейдеры вынуждены покупать топливо «по завышенным ценам, устанавливаемым вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) в обход рыночных законов, поскольку те обладают монополией». На сегодняшний день около 60% розничного рынка бензина в России составляют независимые АЗС. Однако независимость их весьма условна, поскольку изначально они зависят от цен, устанавливаемых ВИНК, которые подкармливают «свои» заправки. Излишки они продают через биржу, где идет дополнительная накрутка цены на топливо.

Действия правительства, в приказном порядке повелевающего бизнесу снижать бензиновые цены, как сказал «НИ» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, приводят к тому, что «сейчас наблюдается массовое разорение частных трейдеров, бензоколонки переходят в руки нефтяных монополистов». Так, в городах Сибири «частники» уже вовсю распродают свои АЗС, и это вполне объяснимо. Цены на оптовом рынке продолжают расти, а в рознице их сдерживают прокуратура и ФАС. В такой ситуации мелкие заправки просто не выдерживают конкуренции и покидают рынок. Обращения предпринимателей в правительство пока не были услышаны.

По мнению г-на Крюкова, «власти ставят телегу впереди лошади, пытаясь сформировать независимый рынок бензина до тех пор, пока НПЗ входят в состав ВИНКов, где изначально формируется монопольная цена на топливо». Однако расстаться с таким лакомым куском, как нефтеперерабатывающие заводы, по мнению эксперта, монополистов «будет заставить весьма затруднительно», учитывая, насколько срослись интересы чиновников и крупнейшей нефтяной олигополии.

Не решая системно проблему создания свободного рынка топлива в России, меры, предлагаемые ФАС, вместе с тем могут лишь обострить дефицита бензина, особенно в регионах. Как сказал «НИ» руководитель аналитического отдела брокерской компании Алексей Матросов, «вводимый запрет вполне может усугубить положение на рынке топлива, особенно в отдаленных регионах страны, где наблюдается и без того малое количество АЗС».

"