Posted 27 июля 2010,, 20:00

Published 27 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Нас не догонят

Нас не догонят

27 июля 2010, 20:00
По данным Росстата, в июне цены на продукты в РФ выросли на 0,6%, в то время как в странах Европейского союза (ЕС) – в среднем на 0,1%. Если же сравнивать с началом года, то для россиян еда подорожала на 5,6%, тогда как для жителей Старого света – на 1,5%. То, что мы с начала лета стали уходить в еще больший отрыв, спе

Наибольший прирост цен на продукты питания среди стран ЕС наблюдался в июне в Венгрии (1,1%), Португалии (0,8%), Латвии и Польше (по 0,6%). Так что, если бы Россия была членом Евросоюза, она тоже вошла бы в «призовую» группу. В то же время в Болгарии и Греции в прошедшем месяце цены на продовольствие в среднем заметно снизились – на 2,7 и 1,5% соответственно. Не так заметно, но тоже в целом дешевле еда стала для бельгийцев, киприотов, литовцев, мальтийцев, румын, словаков, французов, шведов и эстонцев. В Чехии и Финляндии цены сохранились на уровне мая. Если же сравнивать стоимость всех потребительских товаров, а также услуг, то в России в июне она выросла на 0,4% к предыдущему месяцу и на 4,4% с начала года. Жителям стран ЕС и тут повезло больше: первый месяц лета в этом смысле практически не изменил ценовой картины, а с начала года товары и услуги выросли в цене на 1,3%.

Если перенести сравнение с началом года на продукты питания, то у нас ценовой рост составил 5,6%. По этому показателю среди стран ЕС нас смогла обогнать только Венгрия (8,1%), а ближайшим конкурентом оказалась Словакия (5,2%). В целом же по Евросоюзу продовольствие подорожало на 1,5%, а в Болгарии, Ирландии, Испании, на Кипре и в Финляндии оно стало дешевле.

То, что по росту цен на еду мы идем впереди практически всей Европы, не удивляет. Тревожит другое: наш отрыв все время увеличивается. В апреле Росстат сообщал, что рост цен на продукты питания в РФ за первые месяцы года превзошел показатели ЕС в 2,9 раза, за полугодие европейцы отстали от нас уже в 3,6 раза, а в июне печальное для наших потребителей преимущество стало уже шестикратным.

По словам эксперта Центра развития Оксаны Осиповой, мы уходим в отрыв, потому что у нас дорожают сейчас в первую очередь те продукты, которые в РФ пока еще стоят дешевле. «Ценовой разрыв между Россией и Европой составляет порядка 20% в нашу пользу, то есть в целом продукты у нас дешевле, – пояснила «НИ» аналитик. – Однако сейчас этот разрыв сокращается. Речь в первую очередь идет о напитках, молочной продукции, то есть дорожают основные товары, которые перерабатываются на внутреннем рынке. Сейчас производитель подтягивает цены к импортным продуктам. В кризис население «ушло» в отечественную продукцию, которая была дешевле. Однако затем, когда ситуация в экономике стабилизируется, идет ценовое выравнивание, которое для наших потребителей означает активный рост».

Нельзя не заметить, что «выравниваемся» мы уж очень стремительно. К примеру, и в России, и в Европе с начала года заметно подорожали овощи, но у нас – на 50,8%, а у них – на 7,9%. Цены на молочные изделия, сыры и яйца по сравнению с концом прошлого года выросли в РФ на 2,9%, а в среднем по странам ЕС они снизились на 0,3%. Масла и жиры у нас стали на 2,6% дороже, а Евросоюзе – на 0,2% дешевле. За мясо и мясопродукты мы платим на 1,4% больше, а европейцы пусть чуть-чуть (на 0,1%), но меньше.

Все это, конечно же, сильно бьет по кошелькам наших граждан. По самым свежим данным международной исследовательской компании MAR Consult, с июня 2009 года по июнь 2010-го расходы на продукты питания увеличились почти у половины опрошенных россиян (47%). Разумеется, в первую очередь это почувствовали люди с относительно невысоким и средним доходом. При этом подавляющее большинство потребителей (71%) предпочитают отечественные продукты питания, несмотря на то что лишь частично удовлетворены их качеством (об этом говорят 55% респондентов).

Высокие темпы продовольственной инфляции влияют на наше потребительское поведение. Опубликованное вчера исследование ВЦИОМ показало: для большинства россиян главное – низкие цены в магазине (55%), а не качество обслуживания и удобство (40%). Практически две трети опрошенных утверждают: пусть на полках товаров будет меньше, лишь бы они были дешевле. Вопрос, купить действительно необходимый товар или получить скидки и бонусы за ненужную покупку, для 41% наших граждан не стоит: они берут то, что сегодня дешевле, а не то, ради чего пришли в магазин и что соответствует их потребительским ожиданиям. К подобной «экономии» чаще расположены женщины и пожилые россияне. А вот в выборе между доступной ценой и широким ассортиментом практически все группы населения едины: идем туда, где дешевле.

"