Posted 27 июня 2012,, 20:00

Published 27 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:32

Updated 8 марта, 05:32

Перейти на фрукты

Перейти на фрукты

27 июня 2012, 20:00
Планируемое в России ограничение на торговлю сигаретами в киосках приведет к закрытию по 913 торговых павильонов в неделю. По подсчетам основателя исследовательского Института демократии (США) Патрика Бэшема, это 47,5 тыс. киосков за первый год действия запрета, или 13% от всей независимой розницы. Отечественные предпр

По словам г-на Бэшема, ограничение продажи сигарет будет иметь наиболее ощутимые последствия не столько для табачных гигантов, сколько для малых предпринимателей, владельцев торговых палаток, так как основной ассортимент российских киосков составляют пиво и сигареты. Запрет на реализацию киосками табачной продукции приведет к тому, что за первые три года закроется от 150 тыс. до 170 тыс. малых павильонов. Прогнозы эксперта основаны, в частности, на анализе опыта других стран, где ранее были приняты аналогичные ограничения, в частности Канады.

Напомним, что запрет на продажу табачных изделий в киосках предусмотрен законопроектом «О защите населения от последствий потребления табака». Согласно документу, в городах и селах нельзя будет продавать сигареты в нестационарных торговых объектах площадью менее 50 кв. метров, а в сельских населенных пунктах – менее 25 кв. метров. Законопроектом предусмотрен также запрет на открытую выкладку и демонстрацию табачных изделий в магазинах. В мае текущего года Минздравсоцразвития внесло этот документ буквально за несколько дней до своего расформирования, но уже через два дня правительство вернуло его на доработку. В начале июня новый министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что ведомство рассчитывает снова направить документ в правительство до 1 ноября 2012 года. По мнению министра, малый и средний табачный бизнес в будущем должен исчезнуть.

У столь жесткой позиции нашлись как сторонники, так и противники. Пункт о запрете на торговлю табаком в киосках вызвал неоднозначную реакцию в Минэкономразвития. Там подсчитали, что данная норма может привести к закрытию около 175 тыс. киосков и сокращению 300–500 тыс. рабочих мест. В связи с этим МЭР пришло к выводу, что данные ограничения станут необоснованной дискриминацией мелкой розницы в пользу крупных ритейлеров и повлекут за собой ограничение конкуренции. К тому же возникает вероятность увеличения потребления табачной продукции, поскольку курильщикам придется закупаться впрок и гораздо в большем количестве, что прямо противоречит заявленным целям Минздрава.

Представители бизнеса не скрывают, что обеспокоены сложившейся ситуацией. Они не исключают возможности перепрофилирования, но просят власти создать условия для этого. «Вопрос, конечно, весьма щекотливый, – признался «НИ» директор московского отделения «ОПОРы России» Алексей Даутов. – Что греха таить, для бизнеса это весьма существенный источник доходов, равно как и пиво. Тем не менее бизнес признает, что здоровье – это важно, во всех странах идет борьба с курением, в том числе путем ограничения продажи табака, и бизнес готов к этому. На самом деле предпринимателю не принципиально, чем торговать, весь вопрос в компенсационных мерах. Должно быть так: власть отбирает торговлю табаком, но предлагает альтернативу. То есть, условно говоря, нельзя торговать табаком или пивом, но вот тебе льгота по налогу, торгуй фруктами».

Помимо налоговых послаблений в качестве одной из компенсационных мер, по мнению г-на Даутова, могло бы быть предоставление дополнительных площадей. «Сигаретами можно торговать в лотке площадью 2 кв. м, а хлебом так не поторгуешь, – поясняет эксперт. – Дело в том, что рентабельность у различных продуктов разная. Для того чтобы получать прибыль от сигарет, их нужно купить гораздо меньше, чем, к примеру, того же хлеба. Одна табачная точка уже рентабельна сама по себе. Одна хлебная точка не рентабельна. Чтобы жить на торговлю хлебом, нужно иметь 5–10 точек. Сам батон больше и тяжелее, его труднее хранить. Сигареты ты купил, они у тебя год лежат, а хлеб уже завтра черствый, и его нужно выкидывать. То есть рентабельность ниже, а логистика сложнее». По словам представителя ОПОРы, получается парадоксальная ситуация, при которой власти в четыре раза сокращают мелкую розницу, при этом сами же постоянно жалуются на ее недостаток. «В принципе предполагается что-то в качестве альтернативы, но не сейчас, – констатирует специалист. – В итоге мы видим странную тактику: запрещают сразу, а предлагают когда-то потом. Вот это бизнес и раздражает, а не запрет на торговлю сигаретами».

"