Posted 27 июня 2011,, 20:00

Published 27 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:17

Updated 8 марта, 06:17

С прицелом на пьедестал

С прицелом на пьедестал

27 июня 2011, 20:00
По итогам мая российский авторынок вышел на второе место в Европе, уступив только своему немецкому собрату. Если считать результат первых пяти месяцев, РФ занимает по продажам новых машин третью позицию. По прогнозам, за этот год наша страна может взять по этому показателю европейское «серебро», несмотря на спад, котор

До кризиса автомобильный рынок РФ наращивал объемы так весело и бодро, что в 2008 году эксперты заговорили о возможной смене лидера по этому показателю в Европе. Германии, по тогдашним прогнозам, суждено было уступить первое место России. Однако грянул кризисный 2009-й, и продажи новых машин у нас резко сократились – потребитель в массе своей стал экономить.

В 2010-м началось некоторое оживление, однако спрос сместился в сторону недорогих марок и моделей. К тому же начала действовать программа утилизации. Старые авто менялись в основном на новую по году выпуска, но уже давно устаревшую по всем параметрам вазовскую «классику». Единственное ее «преимущество» – относительная дешевизна, поэтому продажи в рублях восстанавливались не так быстро, как в «штуках». А наш авторынок находился в Европе, по разным оценкам, на пятой-шестой позиции. Как бы то ни было, в прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 1,91 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, а рост по сравнению с 2009 годом составил 30%.

В этом году оживление рынка продолжилось. По сведениям той же АЕБ, за первые пять месяцев продажи автомобилей в РФ превосходят прошлогодние показатели на 60% и составляют 989 тыс. 013 машин. Очень хорошим для рынка был май, когда россияне купили 235 тыс. 170 автомобилей, или на 48% больше, чем годом ранее. Тем не менее лидером за этот месяц осталась Германия, где было продано 304 тыс. 543 машины. Рост в этой стране фиксируется уже шестой месяц подряд, в мае он составил 22%.

Третье место занимает Франция, на четвертом – Италия, где рост произошел впервые за последние 12 месяцев, на пятом – Великобритания, в которой авторынок падает уже 11 месяцев кряду. Кстати, итальянский и британский опыт дают отечественным экспертам обильную пищу для размышлений о перспективах продаж авто в России. В Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA) констатируют: как только в апреле прошлого года были отменены «экопремии», которые получали покупатели более экологически чистых машин, рынок начал падать. И чтобы снова выйти в плюс, ему понадобился год. При этом до прежних показателей еще далеко – действует так называемый эффект низкой базы. Ровно то же самое произошло и в Великобритании, где от «экопремий» отказались в июле прошлого года. Британское общество автопроизводителей и автодилеров (SMMT) отмечает: падение рынка продолжается, но в мае оно было наименьшим за последние 11 месяцев, тем не менее рисовать радужные перспективы местные аналитики не торопятся.

Через это прошла и Германия, запустившая масштабную утилизационную программу первой. Но немцам негативный эффект, вызванный ее прекращением, помог достаточно быстро преодолеть их гигантский экспортный потенциал. У автопроизводителей из других стран он, очевидно, ниже, поэтому и трудностей у них больше, и длиться они будут дольше. По крайней мере, и французам, и итальянцам, и британцам немецкое аналитическое агентство BDW-Automotive предрекает по итогам этого года уменьшение продаж по сравнению с 2010-м.

Перспективы нашего рынка видятся экспертам вполне позитивными. АЕБ ожидает, что в нынешнем году будет продано от 2,24 до 2,35 млн. новых автомобилей. Аналитики «Автостата» полагают, что продажи могут составить 2,4 млн. штук. В любом случае речь идет о значительном, порядка 32–35%, росте. Если эти прогнозы сбудутся, Россия закрепится на втором в Европе месте, уступив только Германии. Аналитик авторынка Максим Лобада считает, что увеличение продаж обязано двум основным факторам. «Во-первых, это расширение кредитования, – пояснил «НИ» эксперт. – Сейчас банки активно наращивают выдачу автокредитов, при этом ставки падают. Во-вторых, восстановление платежеспособного спроса со стороны населения. Оно происходит не так быстро, как хотелось бы, но кризис мы помаленечку преодолеваем объективно, и у некоторых групп населения появляются свободные деньги».

Тем не менее, подчеркивает специалист, бурного роста продаж, подобного прошлогоднему, в России ожидать вряд ли приходится, поскольку эффект от завершения программы утилизации старых автомобилей будет действовать и у нас. С Европой нас сравнивать, конечно, нельзя – там поощрялась покупка новейших экологичных машин, а здесь все было затеяно, чтобы сбыть «новое старое». Однако и доходы у большей части россиян не сопоставимы с европейскими.

"