Posted 27 июня 2011,, 20:00
Published 27 июня 2011,, 20:00
Modified 8 марта, 06:17
Updated 8 марта, 06:17
До кризиса автомобильный рынок РФ наращивал объемы так весело и бодро, что в 2008 году эксперты заговорили о возможной смене лидера по этому показателю в Европе. Германии, по тогдашним прогнозам, суждено было уступить первое место России. Однако грянул кризисный 2009-й, и продажи новых машин у нас резко сократились – потребитель в массе своей стал экономить.
В 2010-м началось некоторое оживление, однако спрос сместился в сторону недорогих марок и моделей. К тому же начала действовать программа утилизации. Старые авто менялись в основном на новую по году выпуска, но уже давно устаревшую по всем параметрам вазовскую «классику». Единственное ее «преимущество» – относительная дешевизна, поэтому продажи в рублях восстанавливались не так быстро, как в «штуках». А наш авторынок находился в Европе, по разным оценкам, на пятой-шестой позиции. Как бы то ни было, в прошлом году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в России было продано 1,91 млн. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, а рост по сравнению с 2009 годом составил 30%.
В этом году оживление рынка продолжилось. По сведениям той же АЕБ, за первые пять месяцев продажи автомобилей в РФ превосходят прошлогодние показатели на 60% и составляют 989 тыс. 013 машин. Очень хорошим для рынка был май, когда россияне купили 235 тыс. 170 автомобилей, или на 48% больше, чем годом ранее. Тем не менее лидером за этот месяц осталась Германия, где было продано 304 тыс. 543 машины. Рост в этой стране фиксируется уже шестой месяц подряд, в мае он составил 22%.
Третье место занимает Франция, на четвертом – Италия, где рост произошел впервые за последние 12 месяцев, на пятом – Великобритания, в которой авторынок падает уже 11 месяцев кряду. Кстати, итальянский и британский опыт дают отечественным экспертам обильную пищу для размышлений о перспективах продаж авто в России. В Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA) констатируют: как только в апреле прошлого года были отменены «экопремии», которые получали покупатели более экологически чистых машин, рынок начал падать. И чтобы снова выйти в плюс, ему понадобился год. При этом до прежних показателей еще далеко – действует так называемый эффект низкой базы. Ровно то же самое произошло и в Великобритании, где от «экопремий» отказались в июле прошлого года. Британское общество автопроизводителей и автодилеров (SMMT) отмечает: падение рынка продолжается, но в мае оно было наименьшим за последние 11 месяцев, тем не менее рисовать радужные перспективы местные аналитики не торопятся.
Через это прошла и Германия, запустившая масштабную утилизационную программу первой. Но немцам негативный эффект, вызванный ее прекращением, помог достаточно быстро преодолеть их гигантский экспортный потенциал. У автопроизводителей из других стран он, очевидно, ниже, поэтому и трудностей у них больше, и длиться они будут дольше. По крайней мере, и французам, и итальянцам, и британцам немецкое аналитическое агентство BDW-Automotive предрекает по итогам этого года уменьшение продаж по сравнению с 2010-м.
Перспективы нашего рынка видятся экспертам вполне позитивными. АЕБ ожидает, что в нынешнем году будет продано от 2,24 до 2,35 млн. новых автомобилей. Аналитики «Автостата» полагают, что продажи могут составить 2,4 млн. штук. В любом случае речь идет о значительном, порядка 32–35%, росте. Если эти прогнозы сбудутся, Россия закрепится на втором в Европе месте, уступив только Германии. Аналитик авторынка Максим Лобада считает, что увеличение продаж обязано двум основным факторам. «Во-первых, это расширение кредитования, – пояснил «НИ» эксперт. – Сейчас банки активно наращивают выдачу автокредитов, при этом ставки падают. Во-вторых, восстановление платежеспособного спроса со стороны населения. Оно происходит не так быстро, как хотелось бы, но кризис мы помаленечку преодолеваем объективно, и у некоторых групп населения появляются свободные деньги».
Тем не менее, подчеркивает специалист, бурного роста продаж, подобного прошлогоднему, в России ожидать вряд ли приходится, поскольку эффект от завершения программы утилизации старых автомобилей будет действовать и у нас. С Европой нас сравнивать, конечно, нельзя – там поощрялась покупка новейших экологичных машин, а здесь все было затеяно, чтобы сбыть «новое старое». Однако и доходы у большей части россиян не сопоставимы с европейскими.