Posted 27 мая 2009,, 20:00

Published 27 мая 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:30

Updated 8 марта, 07:30

Гибкий курс

27 мая 2009, 20:00
Молодые бизнесмены, как выяснили социологи, гораздо мобильнее старших коллег. Для дела они готовы переезжать в другие регионы, менять сферу деятельности. Однако при этом большинство из них решительно не хотят экономить на себе.

Прежде всего, молодое поколение предпринимателей значительно оптимистичнее старшего. Такой вывод можно сделать из результатов свежего опроса Фонда «Общественное мнение». Несмотря на то что кризис углубляется, те, кому до 30, утверждают, что жить становится проще. Если в ноябре 2008 года таких было 21%, то сегодня – уже 39%. Треть молодых бизнесменов считает, что дальше будет лучше, тогда как в более старших возрастных категориях такой точки зрения придерживается меньше одной шестой опрошенных.

Если доходы вдруг сильно уменьшатся, молодежь в подавляющем большинстве будет искать работу. При этом выражается готовность освоить новую профессию, переехать туда, где жить дешевле и больше возможностей. Если будет необходимость, для дела начинающие предприниматели готовы продать часть своего имущества. Единственное, чего они бы всеми способами хотели избежать – это экономии на себе, то есть уменьшить употребление и снизить частоту и стоимость покупок. Старшее же поколение предпринимателей менее мобильно, но при необходимости готово затянуть пояса потуже.

Психолог Дмитрий Синарев объяснил «НИ», что в возрасте до 30 лет психика у человека все еще довольно подвижна. «Она хоть и сформирована в принципе, но большие перемены в жизни воспринимаются легко. Поэтому молодые ищут себя, пытаются чего-то достичь. 30 лет – это рубеж, когда подводятся некоторые итоги. К этому времени человек добивается определенного положения в выбранной сфере и всеми силами хочет доказать сам себе, что то, чем он занимался, жизнеспособно», – считает эксперт. Ну а то, что молодые в большинстве своем не желают отказываться от прежнему уровня потребления, может говорить, по его версии, о том, что они не совсем правильно могут рассчитывать свои деньги.

Его коллега Анна Карташова готовность молодежи к изменениям объясняет «запасом времени». По ее словам, многие начинающие бизнесмены искренне верят в то, что новая кризисная ситуация открывает для их бизнеса новые возможности. «Люди же с жизненным опытом чувствуют ответственность не только за себя, но и за свои семьи – детей, родителей. У молодых подобных обременений намного меньше, за счет этого они пытаются справляться сами, показывая свою самостоятельность», рассказала «НИ» специалист.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов особо выделяет трудовую мобильность молодых предпринимателей. «Трудовая миграция по стране была в советские времена скорее исключением, чем правилом. Новая рыночная экономика у нас оказалась не подкреплена соответствующей инфраструктурой, поэтому люди и сейчас опасаются переезжать на новое место. Достаточно отъехать за 300 км от столицы, чтобы попасть в другой мир», – рассказал он «НИ». И если сегодня, во время кризиса, молодежь, «обросшая инфраструктурой», готова ради бизнеса с нею расстаться, то это дает нашей экономике некоторый шанс.

"