Posted 27 мая 2008,, 20:00

Published 27 мая 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 02:07

Updated 8 марта, 02:07

Двери закрываются

27 мая 2008, 20:00
Очередной раунд российско-грузинских переговоров по вступлению нашей страны в ВТО, который должен был пройти в Женеве 26–28 мая, не состоялся, сообщил вчера глава делегации РФ, руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. По его словам, Тбилиси отказался возобновлять диалог. Камнем

Напомним, что на предыдущей встрече, которая прошла 26 апреля, Грузия заявила, что двусторонние консультации продолжатся, если Россия отзовет меры, содержащиеся в поручениях президента РФ правительству в отношении Абхазии и Южной Осетии. Этот документ предлагает оказание предметной поддержки населению двух республик и поручает российскому кабинету министров взаимодействовать с их фактическими органами власти, включая организацию сотрудничества в торгово-экономической, социальной, научно-технической областях, в сфере информации, культуры и образования. Его-то Тбилиси и требует отозвать.

Российские чиновники считают, что претензии Грузии не имеют какого-либо отношения к переговорам о вступлении в ВТО и потому неправомочны. «Наш ответ был очень простой: еще 26 апреля мы сообщили, что меры, предусмотренные в этих поручениях, не касаются ВТО, о чем российская сторона уже неоднократно заявляла», – отметил вчера Максим Медведков. Тем не менее за прошедший месяц позиция Тбилиси ничуть не изменилась, и представитель Грузии заявил, что поскольку российская сторона не представила требуемых документов об отзыве, то и переговоров также не будет.

Напомним, что двусторонние переговоры были завершены еще в 2004 году, однако затем грузинская сторона отозвала свою подпись под протоколом, обвинив Россию в невыполнении взятых на себя обязательств. Главным требованием со стороны Тбилиси в новом раунде стала легализация контрольно-пропускных пунктов на абхазском и югоосетинском участках грузино-российской границы.

«Формально право выдвигать подобные требования Грузия имеет, поскольку считает территорию Абхазии и Южной Осетии своей, – рассказал «НИ» генеральный директор Совета по национальной стратегии Станислав Белковский. – Единственным нормальным выходом для России в такой ситуации являлось бы признание независимости Абхазии и Южной Осетии, поскольку сейчас получается, что РФ, с одной стороны, формально признает целостность территории Грузии, а с другой – действует так, как будто этой целостности нет».

А вот заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что таким образом Грузия стремится прибрать к рукам границу между Россией и непризнанными республиками. «Они хотят, вводя таможенный контроль на границе России с Абхазией и Южной Осетией, фактически ввести здесь свой пограничный контроль, – сообщил «НИ» эксперт. – Формально они правы: коль скоро мы заявляем о целостности Грузии, то должны вместе с ней регулировать и границы. Но это только формально. Поскольку Тбилиси находится в длительном и безнадежном конфликте со своими регионами, то обычные меры к этой стране не подходят. Так же, как, например, они не подходили к Сербии, и товары в Косово завозились, минуя сербскую таможню».

Г-н Жарихин отмечает, что примеры компромиссных решений подобных ситуаций в мире уже есть: «Китай, например, не ставит условия прохождения тайваньских товаров через свою таможню, хотя, безусловно, считает Тайвань своей территорией». Но Грузия пока непреклонна. Неделю назад госминистр по реинтеграции Темури Якобашвили заявил, что его страна будет препятствовать вступлению России в ВТО, пока та не отменит решение о сближении с Южной Осетией и Абхазией. «Грузинская сторона не изменит своего мнения, если Россия не изменит свою позицию, потому что мы не можем наблюдать или разговаривать о каких-то торговых режимах, когда против Грузии введены санкции, когда идет попытка аннексировать территорию Грузии», – сказал он.

По словам Владимира Жарихина, у ВТО нет четко оговоренных критериев содержания переговорного процесса, что дает членам организации возможность выдвигать самые разные условия. «Это своеобразная организация: требования здесь к разным участникам разные, и условия вступления у каждого свои. Кто как договорился – так и вступает. Возможно, мы можем присоединиться к ВТО и без согласия Грузии, но для этого нужны серьезные действия и безусловная поддержка США и Европы, а на это рассчитывать не приходится».

Пока же, по словам главы российской делегации Максима Медведкова, ситуация в российско-грузинских переговорах остается неопределенной, и дата следующей встречи не установлена. Так что, цель вступить в ВТО до конца этого года выглядит еще более труднодостижимой. Кроме Тбилиси, есть ведь еще и Киев, который пока думает, что сказать Москве.

"