Posted 27 мая 2007,, 20:00

Published 27 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

«Черное золото» на «черный день»

«Черное золото» на «черный день»

27 мая 2007, 20:00
В минувшую пятницу депутаты занимались доходами и расходами страны не на один год вперед, как это было принято ранее, а сразу на период с 2008 по 2010 год. Правительство и правящие партии преподносят проект долгосрочного финансового документа как принципиально новый и направленный на развитие. У независимых экспертов с

Основные параметры бюджета таковы: на 2008 год доходы запланированы в размере 6,64 трлн. руб., расходы – 6,57 трлн. В 2009–2010 годах эти показатели практически совпадут, составив сначала по 7,4 трлн., а затем 8 трлн. руб. Произойдет это за счет бюджетного профицита, который в 2008 году составит 0,2% ВВП, еще через год – 0,04%, а в конце концов будет нулевым. Трехлетний финплан уже называют «бюджетом развития», противопоставляя его предыдущим бюджетам, которые характеризовались словосочетанием «достижение макроэкономической стабильности». В самом деле, теперь должны расти в том числе и непроцентные расходы – на национальную экономику они увеличатся на 44%, на социальную политику – на 32%, на культуру, кинематографию и СМИ – на 22%.

Отчасти некоторый поворот правительственного курса признают даже его традиционные критики. «Правительство, наконец, приступило к активной промышленной политике, – отмечает руководитель Национального института развития Сергей Глазьев, – кардинально увеличивается масштаб финансирования значимых целевых программ, сделаны первые шаги по улучшению демографической ситуации и усиливается поддержка инноваций». Впрочем, эксперт видит в бюджете и «рудименты прежней политики в виде концентрации в стабфонде нефтедолларов. Для выхода на среднемировой уровень финансирования социальной сферы нам как раз не хватает 3,5% ВВП, которые правительство замораживает в резервном фонде».

Критикует бывший стабфонд, ныне разделенный на резервный и фонд будущих поколений, и бывший зампред Счетной палаты, а ныне независимый эксперт Юрий Болдырев. По его мнению, наши нефтегазовые доходы ничуть не отличаются от тех, что египтяне зарабатывают на туристах, а французы – на виноделии. А значит, и какую-то особую политику в их отношении вести нельзя. «Страховка от спада мировых цен на нефть не может быть нашей главной задачей. Всякое «страхование» и откладывание денег «на черный день» означает не что иное, как целенаправленное замораживание своего состояния поставщика и усугубление отставания», – считает он. Напомним, что резервный фонд предполагается поддерживать на уровне 10% ВВП, а фонд будущих поколений – финансировать по остаточному принципу.

По словам директора Института экономических стратегий РАН Александра Агеева, законопроект сохраняет пороки всех прежних федеральных бюджетов. «Это бюджет патриархального государства, а вовсе не бюджет развития. Как и во времена Екатерины II, когда подавляющая часть расходов направлялась на финансирование вооруженных сил, содержание двора и сбор налогов, сегодня на социальное развитие выделяются крохи. Здравоохранение, образование и наука по-прежнему недофинансируются», – полагает ученый. Да и по народонаселению, по его мнению, правительство предпринимает лишь полумеры на фоне «демографической структуры воюющей страны».

Само же увеличенное финансирование не дает гарантий результата, поскольку продуманность финансовых вложений в бюджете сомнительна, считает председатель правления Российского торгово-промышленного союза Сергей Батчиков. «Если просто вложить даже очень большие средства, это само по себе не даст возможности строить по одной АЭС в год. Но и с деньгами тоже не все так просто. Например, планируется ликвидировать 11 млн. кв. м аварийного жилья, а выделено на это всего лишь 1 млрд. руб. В лучшем случае эти ресурсы помогут решить только 1% от проблемы», – уверен эксперт.

"