Posted 27 апреля 2015,, 21:00

Published 27 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:38

Updated 8 марта, 03:38

Выход из долговой петли

Выход из долговой петли

27 апреля 2015, 21:00
Министерство экономического развития (МЭР) намерено предложить новый принцип социально-экономического развития регионов страны, чтобы в итоге добиться их бюджетной самостоятельности. Эксперты отмечают, что при текущем уровне задолженности регионов, реализовать столь амбициозные планы можно будет только в очень длительн

Выполняя указ президента РФ, МЭР подготовило проект «Основ государственной политики регионального развития». Предполагается, что этот документ должен изменить действующие с 1996 года «Основные положения региональной политики в РФ», утвержденные еще Борисом Ельциным. В новой версии документа почти не обсуждаются принципы федерализма, зато пересмотрены и уточнены базовые подходы к финансовым принципам устройства РФ как федерации регионов. Кроме того, появляется ряд новых понятий – например «макрорегион», которое в настоящий момент отсутствует и в Конституции, и в других законодательных актах.

Но главное новшество – в другом: МЭР предлагает отказаться от принципа «выравнивания» условий социально-экономического развития регионов и разработать новую типологию субъектов Российской Федерации в зависимости от территории, природно-климатических условий, размещения ресурсов и уровня социально-экономического развития. И уже опираясь на нее предоставлять регионам государственные дотации. Что в итоге и должно привести к искомой «бюджетной самостоятельности регионов».

Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов в беседе с «НИ» отметил, что «можно, конечно, добиться бюджетной независимости жесткими административными путями. Но ведь главное – не в сведении дебета-кредита регионов, а как раз в их развитии, в создании для них новых источников доходов. Дыру в доходах из-за отсутствующего производства не закрыть за счет сокращения расходов на школы, больницы».

Впрочем, пока власти уповают на старые испытанные методы финансовой поддержки регионов. Ранее президент Владимир Путин поручил правительству в течение 2015 года дополнительно предоставить регионам бюджетных кредитов на сумму 310 млрд. рублей. Притом что в 2014 году субъекты Федерации уже получили 240 млрд. рублей вдобавок к тем 1,5 трлн. рублей трансфертов, которые выделяются регионам ежегодно. При таких суммах очевидно снизить зависимость регионов от федерального бюджета в ближайшем будущем едва ли представляется возможным. Тем более что, как напомнил Юрий Крупнов, в настоящий момент только пять регионов не являются дотационными, хотя еще четыре года назад таких субъектов было десять.

Консолидированный долг российских регионов на начало 2015 года, по данным Минфина, составил свыше 2 трлн. рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. При этом 42 субъекта имеют долг свыше 50% к общему объему их доходов. Кроме того, в соответствии с подсчетами международного рейтингового агентства Standard&Poor’s только в этом году российским регионам необходимо погасить около 530 млрд. рублей коммерческих долгов.

В целом же причину роста региональной задолженности завкафедрой региональной экономики и экономической географии НИУ ВШЭ Алексей Скопин видит в перекладывании большого числа платежных обязательств с федерального уровня на региональный – притом что большая часть самых высокодоходных налогов уходит как раз на уровень федерации, минуя регионы. Правда, рабочая группа Госсовета РФ уже выдвинула предложение отдать налог на прибыль на региональный уровень, но дальнейшего хода это предложение пока не получило.

"