Posted 27 февраля 2006,, 21:00

Published 27 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:16

Updated 8 марта, 09:16

Галопом по ценам

Галопом по ценам

27 февраля 2006, 21:00
По обнародованным вчера данным Минэкономразвития, в феврале инфляция может составить 1,3–1,5%, а по итогам двух первых месяцев года – уже 3,9%. Такая статистика полностью подтверждает опасения министра финансов Алексея Кудрина, который признал на днях, что «Россия находится на той черте, когда может потерять контроль н

По данным экспертов, в начале февраля заметно выросли отпускные цены на топочный мазут (на 9,3%), автомобильный бензин (5–6%) и дизельное топливо (2,4%). Это было связано с аномальными морозами, установившимися в России этой зимой. Однако, опасаются специалисты, эффект холодов еще скажется на общем росте цен в ближайшие месяцы – подорожавшие нефтепродукты могут привести в движение цепочку, по которой будет расти стоимость всех товаров и услуг. Процесс, как полагают аналитики, не оставит в стороне и ЖКХ, а эта сфера всегда разгоняет инфляцию.

Стоит отметить, что ситуация сильно напоминает прошлогоднюю. Показатели месячной инфляции все также не влезают в запланированные нормы, а правительство уже начинает искать виноватых. При этом часть кабинета еще свято верит в то, что годовой результат в 8–9% возможен, а часть уже активно корректирует прогнозные цифры. Специалисты МЭРТ уже говорят о 10%, но это слово, судя по всему, не последнее. Видя, что ситуация уходит из-под контроля, министр финансов Алексей Кудрин уже обвиняет правительство в проведении слабой финансовой политики. В ответ премьер Михаил Фрадков уличает главу Минфина в излишней экономии денег, которые «позарез нужны в энергетической отрасли». «А инфляцией там не пахнет», – уверен глава правительства.

По мнению опрошенных «НИ» финансовых экспертов, установленная правительством планка роста цен уже в конце февраля выглядит недостижимой. Как ожидает ведущий аналитик ГК «Регион» Валерий Вайсберг, к концу года инфляция составит как минимум 10–10,5%. При этом темпы роста цен будут оставаться довольно высокими: в марте они составят 1,3%, а в апреле – 1,1%. И лишь во втором полугодии инфляция начнет спадать из-за снижения цен на продовольственные товары после сбора урожая. Но, по его мнению, нельзя сбрасывать со счетов и так называемые случайные факторы, как, например, спад предложения алкогольной продукции в начале года из-за простоя заводов или недавний резкий скачок спроса на соль и сахар. «Дефицит, – констатирует аналитик, – всегда приводит к удорожанию».

Сергей Юров, ведущий эксперт ИК «Баррель», уверен, что инфляция по итогам года не будет ниже 12%. «Основной вклад в инфляционную составляющую вносит именно энергетика, и уже весной, когда начнется посевная, могут существенно подорожать бензин, дизельное топливо, топочный мазут. В результате апрельская инфляция продемонстрирует 1,5–2-процентный рост». Самое главное в этих условиях, по мнению эксперта, чтобы правительство хоть как-то противостояло росту цен, иначе даже годовая планка в 12% покажется мечтой.

Также специалиста беспокоит и беспрерывный приток нефтедолларов. «Экспортная пошлина на нефть с 1 апреля может быть установлена на новом рекордном уровне – 186,3–186,5 доллара за тонну. По нашим подсчетам, это означает дополнительный прилив в экономику до 30 долларов за каждый баррель. Но сил переварить их уже нет». На этом фоне даже последние инициативы правительства, связанные с выделением денег на автопром и объединенный авиакомплекс, специалист оценивает позитивно. «Результаты предсказать, конечно, трудно, но зато будет снижаться инфляционное давление», – надеется г-н Юров.

Практически все независимые аналитики убеждены, что правительство никак не втиснет инфляцию по итогам года в оставшиеся в распоряжении властей 5%. Опыт прошлого года свидетельствует о том, что бурный процесс не остановить, если государственные экономисты и финансисты лишь спорят о том, кто был прав в своих прогнозах, но никаких реальных шагов для перелома ситуации не предпринимают.

"