Posted 27 января 2004,, 21:00

Published 27 января 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Тринадцатый

Тринадцатый

27 января 2004, 21:00
Тринадцатый

В воскресенье глава правительства РФ Михаил Касьянов ушел в свой последний отпуск. В том смысле, что отдыхать он, конечно, периодически будет, как все нормальные люди. Но газеты и ТВ об этом сообщать перестанут, потому что через 45 дней в России появится новый премьер.

Кто займет эту должность? Вот главный вопрос, который сегодня кружит головы столичным политтусовщикам. Версии самые разные, среди них есть вполне правдоподобные, есть дикие, смешные. Но по большому счету сплошной пиар, что нормально, поскольку назначение и снятие премьеров – одна из самых спекулятивных тем в российской и мировой политике. Именно поэтому разные пиарщики стали в последнее время «на условиях анонимности» рассказывать об очередном окончательном решении, принятом президентом РФ.

Последняя фишка – премьером будет Сергей Глазьев. Он запугает страну неадекватными решениями в области экономики, после чего его прогонят, и в Белый дом на белом коне въедет кто-нибудь из сегодняшних интеллигентных силовиков вроде Сергея Иванова. Он все расставит на свои места, вытащит из тюрем олигархов, загнанных туда Глазьевым, обуздает инфляцию, повысит зарплаты и прочее.

Из предпоследнего: новым премьером будет Герман Греф. Один из правительственных пресс-секретарей рассказал, что несколько дней назад Владимир Путин встретился с Грефом и предложил ему премьерское кресло. На вопрос, откуда такие выводы, пиарщик ответил так: «А о чем еще они могли говорить?».

Среди претендентов на должность второго человека в большой власти называют Алексея Кудрина. Якобы он в Давос поехал с конкретным поручением: внушить инвесторам, что в России отличный инвестиционный климат. Справится, будет премьером. Полный бред, если принять во внимание тот факт, что в эту швейцарскую деревню он ездит всегда. Просто должность такая. Еще один кандидат – Борис Алешин, который стал рассматриваться тусовкой в качестве возможного премьера только на том основании, что он «никакой», в смысле – не сделал ничего плохого или хорошего, а потому изжоги ни у кого не вызывает.

Понять логику пиаровских «утечек» очень сложно, потому что ее нет. Между тем большинство российских премьеров назначались на должность не просто так, а по совершенно конкретным политическим (а в случае с самим Касьяновым – и экономическим) соображениям. Весной 2000 года не было проблемы важнее расплаты с Лондонским и Парижским клубами кредиторов, поэтому Касьянов и сел в премьерское кресло. Он знал тему, месяцами пропадал в Лондоне, пока был первым вице-премьером и министром финансов в правительстве Владимира Путина, на него хорошо реагировали западные банкиры.

В назначениях Егора Гайдара, Виктора Черномырдина, Сергея Кириенко, Евгения Примакова и даже Сергея Степашина тоже была логика – премьер подбирался под проблему дня. При этом почти всегда главой правительства становился его первый заместитель. Гайдар был первым замом у Бориса Ельцина, Кириенко – у Черномырдина, Степашин – у Примакова. Это правило нарушалось дважды за всю историю существования правительства РФ, и оба раза во власть врывались кадровые разведчики. В сентябре 1998 года правительство возглавил Евгений Примаков, который до этого был не первым вице, а министром иностранных дел. В августе 1999 года по известным причинам Владимир Путин резко оставил пост директора ФСБ и стал премьером. Так что в этом смысле версия о возможной смене финансиста Михаила Касьянова на мало что понимающего в экономике Сергея Иванова не такая уж и бредовая.

Кстати, про нового премьера неизвестно пока ничего, кроме одной малости. Если учесть, что Борис Ельцин и Виктор Черномырдин дважды (на пару дней) возвращали себе пост председателя правительства, грядущая смена премьера будет тринадцатой по счету. Венчать чертову дюжину, да еще в високосный год, – незавидная судьба.

"