Posted 26 декабря 2012,, 20:00

Published 26 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Основной двигатель безработицы

Основной двигатель безработицы

26 декабря 2012, 20:00
Число рабочих мест в российской промышленности за 11 месяцев 2012 года сократилось на 142 тыс., свидетельствуют данные Росстата. При этом в целом занятость в России выросла на 1,5 млн. человек, а безработица составляет 5,4%, что близко к показателям исторического минимума. Однако на этом фоне продолжаются увольнения на

Наибольшие потери понесли крупные и средние предприятия. На их долю приходится сокращение 107 тыс. сотрудников среди общего количества уволенных рабочих, составившего в 2012 году 142 тыс. человек. Прирост рабочих мест происходил только в области добычи полезных ископаемых и торговле. В обрабатывающей промышленности сократили 134 тыс. сотрудников. В целом за последние три года занятость на крупных и средних предприятиях снизилась на 7 млн. человек.

Главной проблемой промышленников, по оценке Росстата, остается дефицит квалифицированной рабочей силы, которой не хватает даже для обеспечения имеющихся объемов производства. Однако трудно ожидать повышения занятости в условиях, когда сама отечественная промышленность продолжает «загибаться». По данным Росстата, рост промпроизводства в РФ за январь–ноябрь 2012 года замедлился до 2,7% в годовом выражении. Таким образом, уже сейчас, не дожидаясь декабрьских данных, можно с большой долей уверенности предположить, что по итогам года промышленникам едва ли удастся преодолеть отметку в 3%. Для сравнения: в январе–ноябре прошлого года рост отечественной индустрии составил целых 5%. На прошлой неделе Минэкономразвития понизило прогноз по объему промышленного производства в 2012 году с 3,6 до 3,2%. Как объяснил замминистра Андрей Клепач, торможение роста связано в первую очередь со снижением динамики экспорта из России. Свой годовой прогноз по экспорту МЭР сократил с 534 млрд. до 529 млрд. долларов.

По оценкам аналитиков, причин торможения промышленности в этом году было три. Первая – выборы, вызвавшие замешательство в бизнес-среде и избрание предпринимателями выжидательной позиции, направленной на минимизацию экономических рисков. Другим негативным фактором, прежде всего для крупных отраслеобразующих и экспортно-ориентированных промышленных предприятий, оказалось резкое ухудшение экономической ситуации в еврозоне и торможение экономического роста в Америке и Китае. Третьим препятствием для активного роста стал дефицит денег. Рост ставок Центробанка привел к резкому сокращению выдачи кредитов для бизнеса к концу года. Ставки по кредитам для средних предприятий стали доходить, а иногда и превышать 20%, что для многих исключило возможность использования заемных средств. Последнее обстоятельство особенно примечательно в свете непрекращающейся властной риторики на тему «улучшения инвестиционного климата». Между тем, как полагают аналитики, именно сложный инвестиционный климат, отсутствие у 90% предприятий модернизационных и инновационных инициатив, сложности с собственными финансовыми ресурсами и проблемы с получением «длинных» денег у коммерческих банков создали провал в промышленном развитии, аукнувшийся увольнениями.

Особо неблагоприятная ситуация к концу года сложилась в таких сферах, как добыча полезных ископаемых, химическое производство и производство стройматериалов. Снизился выпуск продукции и в лесопромышленном комплексе, машиностроении и производстве значительной части непродовольственных потребительских товаров. Явного спада промпроизводства удалось избежать только благодаря хорошим показателям в таких традиционно сильных отраслях, как металлургия и нефтепереработка. Неплохие результаты показали и отрасли, обслуживающие потребительский бум, – к примеру, производство пищевых продуктов и табачных изделий. В целом же подобные результаты свидетельствуют о стагнации отечественной промышленности. Ситуацию усугубляют сокращение инвестиций в основной капитал, а также общий отток капитала из страны.

«Падение промышленного производства связано с замедлением экономического роста в мире, – сказала «НИ» аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. – Мы слишком сильно зависим от мировой конъюнктуры, внутреннего потребления почти нет. Перспективы пока не радужные, все будет зависеть от темпов роста мировой экономики. В Европе рост ожидается со второй половины 2013 года, в США пока все зависит от фискального обрыва. Китай также зависит в основном от мировой экономики, пока не может самостоятельно обеспечить спрос. Ожидать создания новых рабочих мест в промышленности в этих условиях не приходится».

В то же время эксперты отмечают, что подъем промпроизводства ограничен отсутствием квалифицированной рабочей силы. Что и определяет высокую текучку кадров на предприятиях, а также не дает наращивать объемы производства. «Промышленные предприятия недополучают рабочих, обладающих необходимыми навыками и знаниями, – констатирует аналитик FIBO Group Анатолий Воронин. – Цикл подготовки такого рабочего достаточно длительный, занимает несколько лет, а уверенности в том, что через год у предприятия будет достаточно заказов, чтобы обеспечить работой обученных сотрудников, нет. И это до сих пор остается значительной проблемой. В результате молодежь выбирает иные карьерные лифты, не задерживаясь в кадровом резерве предприятий. Отсутствие кадрового резерва не позволяет предприятиям наращивать производство, довольствуясь своими существующими объемами».

"