Posted 26 декабря 2011,, 20:00

Published 26 декабря 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:05

Updated 8 марта, 06:05

Желаемое за действительное

Желаемое за действительное

26 декабря 2011, 20:00
В эти дни все подводят итоги года, и МВД не исключение. Вчера начальник главного управления собственной безопасности (ГУСБ) министерства Юрий Драгунцов сообщил, что российские полицейские в уходящем году реже совершали коррупционные преступления, чем в 2010-м. Новость очень хорошая, но опрошенные «НИ» эксперты не спеша

По данным г-на Драгунцова, за 11 месяцев нынешнего года к уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности было привлечено 1,88 тыс. сотрудников МВД России. Как подчеркнул начальник ГУСБ, это практически на 17,5% меньше, чем за тот же период 2010 года. При этом, по его словам, по основным видам коррупционных преступлений снижение еще более весомо: злоупотреблений должностными полномочиями стало меньше на 35,8%, превышений должностных полномочий – на 13,7%. Число сотрудников, привлеченных к уголовной ответственности за причастность к взяточничеству, сократилось на 9%.

Также г-н Драгунцов подчеркнул, что в целом по России доля участия службы собственной безопасности в выявлении сотрудников, совершивших уголовно наказуемые деяния, возросла. Он обратил внимание на то, что по такому «знаковому» для коррупционеров составу преступления, как взяточничество, подразделениями собственной безопасности выявляется и задерживается около 90% мздоимцев в погонах. «Конечно, любой единичный факт нарушения закона сотрудниками полиции у кого-то может вызвать сомнение в эффективности системы принимаемых мер, – признал он. – Однако надо понимать, что процесс очищения рядов – это не разовое мероприятие, как бы серьезно оно ни проводилось. Это постоянная работа».

Озвученные цифры заставили вспомнить, что ведомственные оценки очень часто расходятся с тем, как ситуацию воспринимают люди, находящиеся вне той или иной системы и вынужденные время от времени пользоваться ее услугами. Вот и в этом случае, по результатам различных социологических исследований, о своем недоверии правоохранителям сегодня заявляют 70% россиян. И одна из главных причин состоит в том, что стражи порядка по-прежнему «берут». Не спешат радоваться цифрам, озвученным ведомством, и специалисты. «Прежде всего хочу подчеркнуть: лично к Юрию Драгунцову я отношусь с большим уважением. Однако, к сожалению, в данной ситуации желаемое принимается за действительное, – рассказал «НИ» член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Геннадий Гудков. – Некоторое снижение числа дел объясняется только одним: временным испугом в ходе переаттестации».

Напомним, переаттестация сотрудников МВД проходила в России с 1 марта по 1 августа 2011 года. Всего в рамках этого процесса было уволено 183 тыс. человек, в том числе около половины генералов МВД. «Тем не менее на сегодняшний день нет никаких оснований считать, что коррупции в МВД стало меньше, – убежден г-н Гудков. – О чем тут говорить, когда ангажированность многих сотрудников видна просто невооруженным взглядом? Пожалуйста, простой пример. Только что у меня была группа предпринимателей из Волгоградской области. Они в голос утверждают, что в следственных органах региона просто пышным цветом процветает то, с чем борется Юрий Драгунцов. И аттестация тут вообще ничего не изменила. Плюс ко всему очевидно, что люди научились тщательней маскировать свою деятельность, и это тоже влияет на статистику. Пока МВД, в общем, как и вся остальная власть, остается вне контроля общества, ситуация с коррупцией будет только ухудшаться».

Директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Елена Панфилова не считает озвученные МВД цифры показательными. «Я внимательно ознакомилась с тем, что сказал г-н Драгунцов, но нигде не нашла данных о том, что коррупции стало меньше, – сообщила она «НИ». – Я увидела только данные о том, что меньше сотрудников МВД было привлечено к ответственности за подобные преступления. И эти данные никак не связаны с объемами коррупции в ведомстве. Объясню, что я имею в виду на простом примере. Представьте, что управление внутренней безопасности расформируют. На следующий год мы получим статистику о том, что к ответственности не привлечено ни одного сотрудника МВД. И мы должны из этого сделать вывод, что в МВД вообще нет коррупции? Эти цифры можно как угодно объяснять: то ли стали меньше привлекать, то ли кого-то вместо привлечения к ответственности просто увольняли, либо сотрудники стали брать реже, но больше. Вариантов масса. Но в действительности г-н Драгунцов просто отчитался о работе их внутренней системы, и все. Молодцы! Мы должны их похвалить: это прозрачность, это хорошо. Но эти цифры никак не позволяют нам оценить, насколько реально изменился объем коррупции в МВД».

"