Posted 26 декабря 2007,, 21:00

Published 26 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:22

Updated 8 марта, 08:22

Чье кресло дороже

26 декабря 2007, 21:00
Зарплата местных госслужащих практически во всех субъектах РФ превышает доходы их коллег из федеральных органов власти. Об этом свидетельствуют опубликованные вчера данные мониторинга региональных бюджетов, которого провело Министерство финансов. Как пояснили «Новым Известиям» в ведомстве, местные власти кратно увеличи

На 1 октября этого года, по информации Минфина, в 51 из 86 субъектов РФ зарплата госслужащим территориальных федеральных органов исполнительной власти оказалась ниже, чем у местных функционеров. Мало того, в отдельных регионах цифры отличались в разы. Рекордные показатели были зафиксированы в Рязанской области. Там региональным чиновникам платят в 2,8 раза больше, чем тем, кто работает на федеральный центр. Не намного отстает от лидера и Подмосковье, где превышение составляет 220%. Двукратные переплаты также были замечены в Ленинградской, Волгоградской, Нижегородской и некоторых других областях.

Примечательно здесь то, что многие регионы, которые с такой легкостью одаривают местных номенклатурщиков, кормятся за счет средств государственного федерального бюджета. Так, 80% поступлений в бюджет Республики Ингушетия идут из Москвы и лишь 20% – от местных доходов. Но и там «родные» чиновники получают на 10% больше, чем федеральные. И хотя власти субъектов РФ, как правило, уверяют, что повышение зарплаты чиновникам происходит именно за счет «внутренних резервов», на практике, отмечают эксперты, отличить миллионы московских рублей от миллионов, скажем, рязанских зачастую невозможно.

Примечательно в этой истории то, что существуют ограничения для дотационных регионов в части увеличения заработной платы местным чиновникам. Однако, как пояснили «НИ» в Минфине, руководители субъектов активно используют на эти нужды «средства нецелевого характера». Иными словами, если федералы, выделяя деньги, четко не прописали, что они предназначены для строительства больниц или помощи малоимущим, то эти средства запросто могут пойти на построение чиновничьего благополучия и на оказание помощи семейному бюджету местного функционера. «Кроме того, существует неразбериха с тем, кого к кому приравнивать. Например, не всегда ясно, находится ли руководитель региона в ранге федерального министра», – рассказали «НИ» в Минфине.

Впрочем, стоит отдать должное региональным властям – они тратят не только средства федерального бюджета. Деньги на удвоенные сплошь и рядом оклады чиновникам выкачиваются еще и из местного бизнеса. Так, тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий в отдельных субъектах завышаются в разы. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе – в 3 раза, в Ставропольском крае – в 2, в Ненецком автономном округе – в 4, а в Чукотском автономном округе плата увеличена более чем в 5 раз.

К тому же, как рассказал «НИ» научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, поскольку существующие ограничения по увеличению зарплаты региональных чиновников распространяются только на оклад, на местах широко применяется практика различных бонусов, надбавок и доплат. «Именно за счет этого местные госчиновники значительно увеличивают свои доходы. А народ безмолвствует. Его, видимо, устраивает, что в бедствующих регионах чиновники получают огромные, по местным меркам, деньги», – печально заметил эксперт. Он также добавил, что такая система является отличительной чертой отечественного федерального устройства.

"