Posted 26 декабря 2007,, 21:00

Published 26 декабря 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:22

Updated 8 марта, 08:22

Месть санитара

26 декабря 2007, 21:00
Арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить заявление Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая требовала признать недействительным распоряжение московского территориального управления Роспотребнадзора о проведении мероприятий по контролю за условиями труда работников центрального аппарата ФАС. Об этом с гор

В пресс-службе управления Роспотребнадзора по Москве на просьбу сообщить подробности судебного разбирательства отреагировали, как всегда, с большой резкостью, но малой компетентностью. «ФАС? А что это такое? Я не знаю, что это за разбирательство!», – любезно сообщили корреспонденту «НИ». А вот в ФАС нам рассказали, что сотрудников г-на Онищенко в помещение ведомства до решения суда попросту не пустили, поэтому не вполне понятно, на каком основании Роспотребнадзор заявляет о «вопиющих нарушениях условий труда». К тому же решение столичного арбитража антимонопольщики уже обжаловали, так что вступившим в силу его считать еще нельзя.

Есть и еще одно обстоятельство. «Роспотребнадзор вообще не имеет права проверять федеральные органы исполнительной власти, только частные предприятия», – сообщила нам представитель ФАС Елена Нагайчук. В приватных беседах, которые ведут сотрудники ФАС, атаку Роспотребнадзора склонны объяснять местью г-на Онищенко за понесенный им и его сотрудниками материальный ущерб. Напомним вкратце, о чем идет речь.

Конфликт между двумя ведомствами начался в марте 2007 года, когда ФАС признала, что подведомственные Роспотребнадзору госучреждения – Центры гигиены и эпидемиологии Москвы и Московской области – нарушают закон о защите конкуренции. Они, по версии ведомства, монополизировали право сертифицировать алкогольную продукцию. Большинство независимых экспертов алкогольного рынка согласились тогда с правомерностью таких претензий. «Ситуация очень проста – в узкие двери не пройдут все желающие, и сейчас идет настоящее сражение за возможность поставлять вина в Россию, – сообщил «НИ» президент Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин. – В этих коммерческих разборках участвуют и российские власти».

В ответ г-н Онищенко провел контратаку в конце апреля, ненадолго закрыв две столовые в центральном аппарате ФАС. В мае чиновники из Роспотребнадзора по Москве вовсю занялись проверками условий труда женщин антимонопольного ведомства, а также качеством дезинсекции и дератизации (мер, направленных против насекомых и крыс). Увлекшись проверками, санитарное ведомство и не думало реагировать на предписания ФАС. И подождав положенное время, служба оштрафовала за непредоставление информации по «алкогольному делу» участников конфликта со стороны Роспотребнадзора. Сам г-н Онищенко в середине июня «попал» на 1 тыс. руб., руководитель ведомства по Москве – на 3 тыс., а столичного Центра гигиены и эпидемиологии – на 60 тыс. руб. Тут уже обиженный главный санитарный врач высказал все, что накипело.

Ситуацию он назвал «феноменом недобритости, когда моральная, профессиональная неопрятность проявляется не только во внешнем виде, но и в использовании занимаемого положения на государственной службе». Это был отнюдь не тонкий намек на главу ФАС Игоря Артемьева, носящего бороду. Не оставил г-н Онищенко без внимания и «яблочное» прошлое главного антимонопольщика страны, упомянув о «кризисе «фруктово-овощной» идеологии».

Никакой связи между проверками, которые так хочется провести Роспотребнадзору в здании ФАС, и обвинениями в нарушении антимонопольного законодательства главный врач страны не видит. Единственная причина проверок, по его словам, – «очевидное и вопиющее несоответствие условий труда государственных служащих ФАС элементарным гигиеническим требованиям». Между тем самому зданию столичного территориального управления Роспотребнадзора до санитарного идеала, за который сегодня столь активно радеет г-н Онищенко, очень далеко.

Не так давно журналисты «НИ» побывали в Графском переулке, где находится «главный санитарный офис». Внешне здание похоже на обычный старый завод. В коридорах на полу стояли распотрошенные картонные коробки, стаканчики от кофейного аппарата валялись на полу, а не в мусорном контейнере. Место для курения на лестничной площадке представляло собой полный «бычков» пластиковый стаканчик, стоящий на подоконнике, по которому щедро раскиданы окурки. На стенах – подпалины, как в заплеванном подъезде. Удивительно, но борьба с антисанитарией это место обошла стороной. Проверить самих себя сотрудники Роспотребнадзора, конечно, могли бы, но у них, похоже, и без этого много важных, а главное – неотложных дел.

"