Posted 26 ноября 2013,, 20:00

Published 26 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:51

Updated 8 марта, 04:51

Штрафами их не возьмешь

Штрафами их не возьмешь

26 ноября 2013, 20:00
Рост преступлений экономической направленности в стране объясняется проводившейся в последнее время либерализацией уголовного законодательства. Об этом заявил вчера председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. Законодательство в отношении взяточничества в России в последние два года неуклонно смягчалось ради

За первое полугодие нынешнего года реальные сроки получили всего 8% взяточников. Остальные же должны были уплатить назначенный судом штраф. При этом из штрафов на общую сумму в 20 млрд. рублей их реальная выплата составила только 1% – «одну сотую от присужденного», отметил председатель Конституционного суда. Г-н Зорькин подчеркнул, что такое положение дел «только провоцирует рост коррупции».

Возмущение чиновника понять нетрудно, учитывая, что 30 октября Владимир Путин на заседании Совета при президенте РФ по противодействию коррупции также высказал недовольство последствиями решений о либерализации наказаний за коррупцию, принятых еще в 2011 году. Примечательно, что при этом сам глава государства признал: число коррупционных преступлений в России сократилось за этот год с 34 до 29,5 тысячи по сравнению с прошлым. Таким образом, стратегия по переносу наказаний из уголовной ответственности в экономическую, казалось бы, приносит результат. Это соответствует и выкладкам Министерства внутренних дел. По оценкам МВД, за 10 месяцев текущего года было выявлено 133,9 тыс. преступлений экономической направленности. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года число экономических преступлений сократилось на 18%. Однако расчет на то, что, оказавшись на свободе, расхитители вдруг проникнутся чувством гражданского долга и начнут возмещать государству ущерб, нанесенный их преступной деятельностью, не оправдался.

По оценкам экспертов, основная ошибка при либерализации законодательства заключалась в том, что изначально в законе не прописали, какие меры последуют, если штраф не будет выплачен. «Сейчас за уклонение от выплаты штрафа не применяется практически никаких санкций. Поэтому получилось так, что многие, откупившись небольшой суммой и подпав под амнистию, уклоняются от дальнейших выплат или просто уезжают за рубеж. Необходимо держать уличенных в экономических преступлениях лиц в тюрьме до тех пор, пока они не выплатят всю сумму штрафа», – сказал «НИ» председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.

В свое время при обсуждении поправок к законам, приведшим к замене лишения свободы на штрафы, председатель Счетной палаты Сергей Степашин приводил следующие аргументы в поддержку идеи: «Все-таки тюрьма, колония никого еще не исправляли. Лучше наказать серьезным штрафом. Это, кстати, пополнит бюджет, и очень серьезно. Я считаю, это одна из сильных морально-психологических мер для тех, кто берет взятки». Таким образом, в период президентства Дмитрия Медведева доминировала идея наполняемости бюджета. «Однако статистика об 1% уплаченных штрафов полностью дезавуирует ее. Правоприменение показало полную неэффективность нововведения. Они не наполнили бюджет», – сказала «НИ» заведующая кафедрой государствоведения и права МИГСУ РАНХиГС Светлана Бошно.

В то же время усиление исключительно карательных мер за экономические преступления, скорее всего, может оказаться малопродуктивным. «Ужесточение наказаний как раз и является одной из причин, что преступность растет, поскольку чиновники перестраховываются и для создания преступной сети вовлекают все новых посредников, что приводит к увеличению количества хищений», – заявил «НИ» председатель общественного Комитета по борьбе с коррупцией Анатолий Голубев.

"