Posted 26 ноября 2009,, 21:00

Published 26 ноября 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:22

Updated 8 марта, 07:22

«А рынок-то восстанавливается!»

«А рынок-то восстанавливается!»

26 ноября 2009, 21:00
Набережная Энан, самый центр старинного бельгийского городка Буйон. Сегодня здесь толпы приезжих, они собрались по случаю осеннего праздника охоты. Булочная-пекарня, стоящая прямо на набережной, предлагает отведать за столиками на улице борщ с пирожками. Хозяйка семейного предприятия Наташа – уважаемый в городе человек

На вопрос, как на ее деле сказался глобальный экономический кризис, Наташа ответила кратко, но емко: «Крутимся». Крутиться приходится на повышенных оборотах – над заведением этажом выше в том же доме маму ждут четверо детей. Но никаких ноток пессимизма в ее колоритной речи, сопровождаемой громким смехом, не заметно. Конечно, приходится от чего-то отказываться: например отложить покупку большого дома, где наша соотечественница хотела бы организовать нечто вроде русского клуба.

Наташина булочная – одно из десятков тысяч малых и средних предприятий (МСП) Бельгии. Они – основа экономики страны. Малый бизнес дает ей не только пирожки и булки, но и, например, компоненты космических аппаратов. Выживают все по-разному, и не все так радостно смеются, как Наташа. Многие понесли тяжелые потери. Впервые за четыре года в этом секторе отмечен нулевой рост. Шесть из десяти предприятий констатировали сокращение доходов. В целом на 20% упала их капитализация, хотя они лучше выдержали удар, чем другие участники биржевого индекса Bel20, который по итогам прошлого года рухнул на 30%. Это лишь некоторые нерадостные показатели опубликованного на днях обзора «Барометр МСП 2009 года».

Как показал опрос, данные которого приводит журнал «Тренд», 43% из 400 владельцев МСП считают, что их делам нанесен большой или очень большой ущерб. Но каждый пятый заявил, что кризис даже помог их бизнесу – обновиться, избавиться от менее расторопных конкурентов. Самые умные, судя по данным исследования, борясь за выживание, «оптимизируют» личные расходы и фонд зарплаты наемных работников, но при этом шире используют альтернативные формы материального вознаграждения. Например, сокращая зарплату, разрешают работникам пользоваться служебными компьютерами в личных целях, выдают им ресторанные чеки, которые можно отоварить и в магазинах, участвуют в расходах на отопление жилья. По бельгийским законам, эти выплаты облагаются льготными налогами. Получается, что предприниматель расходует меньше, а реальная зарплата работников не уменьшается за счет подобных компенсаций.

Конечно, далеко не всем бизнесменам удается обойтись малой кровью, избежать отказа от временных контрактов и увольнений. Однако бельгийское государство спасает не только крупные банки, что стало запалом политических скандалов и чуть ли не привело в начале года к отставке федерального правительства. Оно старается помочь и мелким предпринимателям. С февраля действуют временные меры, которые Брюссельский столичный регион принял для защиты малого бизнеса от банкротства. Их срок заканчивается 31 декабря, но власти уже объявили, что продлят его. Первая мера – это выдача краткосрочных кредитов Регионального инвестиционного общества под гарантии регионального же правительства. Вторая – гарантия власти на получение банковских кредитов на сумму до 250 тыс. евро. Самый большой спрос на такие кредиты проявили малые и средние предприятия розничной торговли, ресторанного и гостиничного бизнеса. На уровне ЕС кампанию кредитования МСП проводит Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Пока нет достоверных данных о том, как малый и средний бизнес Бельгии выходит из кризиса. Но вот владелец брюссельской лизинговой компании Parfip Lease Ги Парьент по состоянию собственных дел уже обнаружил признаки подъема. Он специализируется на лизинге оборудования для малых или микропредприятий. Клиенты берут в долгосрочное пользование компьютеры, копировальные аппараты и другую оргтехнику. Средний контракт – 4–5 тыс. евро. «После полугода катастрофы я сейчас вижу признаки подъема, – рассказал он «НИ». – В начале года, устав от того, что все больше клиентов не в состоянии были платить, я, как и все, отказался от заключения новых контрактов. Месяц назад решил возобновить и обнаружил, что рынок восстанавливается».

"