Posted 26 ноября 2003,, 21:00

Published 26 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Каждому по трубе

Каждому по трубе

26 ноября 2003, 21:00
Вчера советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов выступил с сенсационным предложением разрешить строительство частных трубопроводов. По его словам, это «единственный способ избежать госмонополизма в ключевой сфере экономики». Однако пока непонятно, услышит ли этот призыв правительство, которое в на

Спор о том, быть или не быть негосударственной «трубе», ведется в России уже давно. Правительственные структуры и госкомпании в лице «Газпрома» и «Транснефти» считают эту идею совершенно неприемлемой. Глава «Транснефти» Семен Вайншток заявлял даже, что строительство частных труб в России равносильно сдаче в аренду километра государственной границы. В начале года свое веское слово по этому поводу сказало правительство в лице главы кабинета Михаила Касьянова. Премьер не стал прибегать к таким ярким сравнениям, как Семен Вайншток, а просто заявил – в строительстве частных трубопроводов надобности нет. На том и порешили.

Однако вчера выяснилось, что спор не закончен и что у Кремля по этому вопросу, по-видимому, есть своя «особая» позиция. Ее и озвучил экономический советник президента Андрей Илларионов. По его мнению, сооружение частных трубопроводов необходимо потому, что это позволит не только избежать госмонополизма, но и станет единственным способом повышения плотности инфраструктурных сетей. Это касается не только нефте- и газопроводов, но и электрических сетей, автомобильных дорог, морских портов и так далее. А чем плотнее сеть любой инфраструктуры, тем надежнее она работает и тем выше качество услуг, предоставляемых потребителям, подчеркнул Илларионов.

Правда, самый главный вопрос, похоже, остался без ответа. Непонятно, будет ли принцип «освобождения труб» реализовываться в ходе структурной реформы главной российской естественной монополии – ОАО «Газпром». На этот вопрос журналистов советник президента ответил лаконично и не слишком воодушевленно: «Об этом ведется дискуссия, вопрос будет решен». И больше распространяться о судьбе газовых трубопроводов не стал.

Между тем, как известно, единая система газоснабжения РФ входит неотъемлемым элементом в «Газпром», который лишь на 38% принадлежит государству. То есть здесь скорее можно вести речь о корпоративном монополизме (включая и такого акционера, как государство), который мешает независимым производителям природного газа получать свободный доступ к «трубе». Но важно и то, что «частники» пока не способны строить собственные трубопроводы. Ведь это дорогое удовольствие – 1 км мощной газовой «трубы» обходится примерно в 1 млн. долларов.

Другое дело – нефтяники. Как известно, «ЛУКойл», «ЮКОССибнефть», Тюменская НК и «Сургутнефтегаз» активно продвигают, например, проект прокладки частной «трубы» из Западной Сибири до Мурманска. Сооружение терминала в незамерзающем глубоководном порту Мурманска позволило бы нефтяникам отправлять океанские танкеры со своим сырьем в США и с выгодой продавать его там. Поэтому нефтяные компании готовы сделать все для реализации этого масштабного проекта и привлечь под него немалые средства – 3,5–4,5 млрд. долларов.

А у государства такие деньги найдутся только в том случае, если будут резко повышены тарифы на услуги «Транснефти» – госмонополиста по прокачке сырья. Но вряд ли власти пойдут на это: ведь тогда будут сильно ущемлены интересы других нефтяных компаний, крупных и мелких, которые не участвуют в мурманском проекте. В январе, после категорического заявления премьера о том, что в России не будет частных магистральных трубопроводов, нефтяники не менее категорично парировали: они вкладывать деньги в экспортную государственную «трубу» не намерены. После того как Михаил Касьянов заявил на апрельском заседании правительства, что государству владеть всеми трубопроводами не обязательно – главное, чтобы правительство могло контролировать их работу, – острое противостояние власти и бизнеса по этому вопросу вроде бы исчезло. Ведь нефтяники по большому счету не возражают против подобного контроля. Другое дело, что он должен быть оформлен как закон, четкий и ясный, чтобы ни нефтяники, ни правительство не чувствовали себя ущемленными.

Беда в том, что такого закона нет – его проект под громким названием «О трубопроводном транспорте» лежит в Госдуме «мертвым грузом» уже 4 года, и, судя по всему, никто не собирается всерьез его реанимировать. Или, во всяком случае, не собирался до вчерашнего дня. Вполне возможно, что сенсационное выступление Андрея Илларионова – своего рода «кремлевское» указание, что пора вернуться к забытому законопроекту. Тем более что необходимость в новых сверхмощных трубах с каждым годом становится все более очевидной. И при этом не так уж важно, будут ли они частными или государственными.

"