Posted 26 октября 2015,, 21:00

Published 26 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Парад кошельков

Парад кошельков

26 октября 2015, 21:00
Основатель сети магазинов Zara испанский предприниматель Амансио Ортега в конце минувшей недели стал богатейшим человеком планеты, потеснив с первой строчки многолетнего лидера рейтинга Forbes – основателя Microsoft Билла Гейтса. Состояние Ортеги во Всемирном рейтинге миллиардеров Forbes, данные которого обновляются в

В первую сотню богатейших людей планеты вошли пять россиян. Глава наблюдательного совета «Альфа-Групп» Михаил Фридман – 62-й (14,7 млрд.), совладелец «Металлоинвеста», «Мегафона» и «Евросети» Алишер Усманов – 71-й (13,7 млрд.), президент холдинга «Интеррос» Владимир Потанин – 72-й (13,6 млрд.), председатель совета директоров группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг – 82-й (12,6 млрд.), основной акционер компании Volga Group Геннадий Тимченко – 91-й (11,9 млрд.).

Что касается главного героя рейтинга Forbes, то его текущее лидерство – это настоящая сенсация. Испанцу Амансио Ортега (на фото), сыну простого железнодорожника и горничной, 79 лет. Его компания Inditex объединяет 6750 магазинов в 88 странах и владеет брендами одежды и аксессуаров Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius и Uterque. Ортега делает ставку на средний класс и не старается завоевать рынок люксовой одежды. Такая стратегия приносит свои плоды: сейчас производители товаров класса люкс переживают не лучшие времена из-за замедляющегося спроса на развивающихся рынках и прежде всего в Китае.

С одной стороны, Ортега – фигура публичная по определению, он один из крупнейших инвесторов в банковский сектор, недвижимость, газовую промышленность и туризм. С другой – о его жизни известно немного. Бизнесмен не выступает с заявлениями и не дает интервью. Он практически не покидает городок Ла-Корунья на севере Испании с населением в 246 тыс. человек. Живет здесь в пятиэтажном доме с видом на океан, каждое утро съедает на завтрак яичницу и картофель-фри, иногда трапезничает с приятелями-пролетариями в кафе на центральной площади или в одиночестве прогуливается по улицам.

О нем говорят как о жестком руководителе и добром человеке. Он охотно дает деньги своим рабочим, если узнает, что кто-то остро нуждается, содержит различные благотворительные фонды, например, в помощь детям-инвалидам. Единственная «шалость миллиардера», которую он себе позволил, – это частный самолет Falcon 900 и собственный ипподром.

Формула его успеха родилась в голове молодого Ортеги, когда он работал простым менеджером в одном из магазинов одежды – производство, оптовая и розничная торговля должны сосредотачиваться в руках одного хозяина, что и позволяет держать привлекательные для клиентов цены. В компаниях Ортеги вещи шьют в Испании и Португалии, и весь цикл занимает в разы меньше времени, чем у конкурентов. Буквально за пару дней юбка, смоделированная дизайнерской группой Zara в Ла-Корунье, попадает в магазин Zara в Париже, Катаре или Токио. Обновление товара в магазинах происходит, как правило, дважды в неделю, то есть 100 с лишним раз в год. Каждая торговая точка получает до 200 новых фасонов. Изделия выходят малыми партиями – таким образом, отпадает нужда в просторных складских помещениях, что сокращает расходы на инвентаризацию. Ортега отказался от рекламы, считая, что куда надежнее информация, передающаяся из уст в уста.

В комментарии для «НИ» старший научный сотрудник Института им. Гайдара Сергей Жаворонков заметил, что в российском рейтинге Forbes тоже присутствуют ретейлеры, каковым, собственно, является Ортега – к примеру, Сергей Галицкий – хозяин «Магнита», Михаил Фридман, владеющий контрольным пакетом X-5 Retail Group.

«В целом структуры отечественного и мирового рейтинга миллиардеров близки друг к другу, – сказал г-н Жаворонков. – Но есть и определенная специфика. В нашей стране частные сырьевые компании принадлежат одному-двум крупным акционерам. А крупнейшие западные сырьевые компании, такие, как Royal Dutch Shell, имеют очень дробную структуру акций, там нет одного мажоритарного акционера. Поэтому у нас доля владельцев сырьевых компаний в рейтинге получается больше, а доля банкиров и ретейлеров – меньше».

"