Posted 26 октября 2003,, 21:00

Published 26 октября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Богатые тоже платят

Богатые тоже платят

26 октября 2003, 21:00
В прошлую пятницу коллегия Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) впервые обсудила меры по диверсификации отечественной экономики. Но первый блин вышел большим комом. Диверсификация свелась к предложениям по дополнительному изъятию у нефтяного сектора ренты в размере 3 млрд. долларов.

По словам министра экономического развития Германа Грефа, разговор, состоявшийся в рамках коллегии, был «очень интересным». Хотя бы потому, что на его подготовку ушел не год и не два, а несколько лет. Специалисты МЭРТ предложили свое «ноу-хау» по решению проблемы «сырьевого перекоса» в российской экономике. А заодно обобщили мировой опыт борьбы с «голландской болезнью», то есть с чрезмерной зависимостью от сырьевого сектора промышленности. Однако, как стало ясно из последующего выступления министра, никаких «революционных» или хотя бы новаторских предложений по изменению ситуации у этого ведомства нет.

На коллегии МЭРТ были в очередной раз констатированы известные истины. Одна из них – масштабные финансовые вливания в перерабатывающие отрасли неэффективны. Другая – государству следует меньше вмешиваться в дела бизнеса. Полезность последнего тезиса особо отметил научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, также приглашенный на коллегию Минэкономразвития. «Пусть власти не помогают бизнесу, лишь бы не мешали ему», – заявил он в кулуарах. Герман Греф в свою очередь признал, что «до сих пор существует огромное число барьеров, которые мешают людям жить и работать». Правительство по мере сил будет их устранять, пообещал министр экономического развития и торговли.

Но разговора о диверсификации отечественной экономики, по сути, не получилось. Больше того, в ходе обсуждения смысл заявленной темы стал противоположным. Как заявил, в частности, Герман Греф, «снять Россию с сырьевой иглы» можно за счет увеличения налогообложения топливно-энергетического комплекса. Разумеется, пояснил министр, речь не идет о том, чтобы зарезать курицу, несущую золотые яйца,– никто в правительстве не хочет разорения отрасли, приносящей более половины валютных поступлений в федеральный бюджет. Поэтому, подчеркнул он, об изъятии у «нефтяников» и «газовиков» 20–30 млрд. долларов и речи быть не может, сколько бы ни говорили о том отдельные политики. А вот отдать 3 млрд. долларов ТЭК вполне в состоянии хотя бы потому, что мировые цены на нефть сохраняются на рекордных уровнях, и их коррекция, скорее всего, наступит только в 2005 году, когда на рынки придет иракская нефть. Впрочем, правительство в любом случае не собирается все решать сгоряча, заявил глава МЭРТ. Отвечая на вопрос «НИ», министр пояснил, что новация об изъятии «избыточных доходов» у предприятий ТЭК может быть реализована в середине 2004 года или же в начале 2005 года.

Но главная проблема состоит даже не в том, как уговорить бизнесменов делиться с бюджетом. Важнее всего дифференцировать существующий налог на добычу полезных ископаемых по месторождениям и законодательно закрепить различные налоговые ставки. В противном случае и без того немалый уровень коррупции в России рискует подняться еще выше, так как величина изъятия ренты будет определяться волевым решением чиновников. Во что это выливается, общеизвестно.

"