Posted 26 августа 2015,, 21:00

Published 26 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:26

Updated 8 марта, 03:26

Хроника пикирующих акций

Хроника пикирующих акций

26 августа 2015, 21:00
Не проходит и дня, чтобы индексы «голубых фишек» на ключевых в КНР биржах Шанхая и Шэньчжэня не падали. Вчера по итогам дня Shanghai Composite потерял 1,3%, а Shenzhen Composite – 3,1%, опустившись до минимума с марта. Как сообщает агентство Bloomberg, обвал индекса Шанхайской фондовой биржи за последние пять сессий ок

Во вторник утром Центробанк КНР – Народный банк Китая влил в финансовую систему 150 млрд. юаней (22,4 млрд. долларов). А к вечеру принял решение о снижении основных процентных ставок в пятый раз с ноября 2014 года, а также пересмотрел нормативы резервных требований для банков. Однако, как выяснилось, эти меры не помогли стабилизировать ситуацию. С 12 июня, когда индекс Shanghai Composite достиг максимального в текущем году значения, капитализация фондового рынка страны сократилась на 4,5 трлн. долларов – это сопоставимо с размером всего рынка акций Японии.

Очевидно, что Пекин уже не пытается любой ценой и любыми способами остановить процесс удешевления акций, как он это делал в июне. Тогда власти постоянно приостанавливали торги, обязывали государственных брокеров выделить ресурсы на стабилизацию рынка, мобилизовали подконтрольные фонды для скупки бумаг. Сейчас подобные меры не применяются.

Что касается вливания 22,5 млрд. долларов, то по китайским меркам, это не так уж и много: в июне-июле для поддержания рынка государство выделило без малого 460 млрд. долларов. «Интервенции правительства существенно сократились», – сообщил агентству Bloomberg генеральный директор гонконгской инвестиционный компании Xingtai Capital Мишель Люн.

По наблюдениям экспертов, китайское руководство осознало: сейчас гораздо важнее стимулировать замедляющуюся реальную экономику, а не спасать фондовый рынок страны. Да, последний велик по абсолютным размерам – 8,2 трлн. долларов на конец июля, или 80% прошлогоднего ВВП. Однако важно другое: он по-прежнему мало связан с реальным сектором. На него, по данным Brookings Institution, приходится менее 5% корпоративного финансирования в Китае. Хотя за минувшее десятилетие инвестиционная активность выросла в разы, владение акциями в Поднебесной – скорее не правило, а исключение (в отличие от США, где более половины населения вкладывает средства в фондовый рынок).

Между тем любые негативные новости из Китая воспринимаются в мире со страхом по очень простой причине: интеграция этой страны в глобальную экономику невероятно глубока, а ее доля на сырьевых рынках огромна. На сегодняшний день на КНР приходится около половины потребления основных промышленных металлов, почти треть – хлопка, четверть – золота и одна восьмая – нефти. Экономика Китая, составляющая 16% мирового ВВП, оказывает мощнейшее влияние на все параметры рынка – от котировок биржевых товаров и акций до времени проведения торгов.

Обостряющиеся проблемы Пекина ставят в критическое положение его главного торгового партнера – Европу. В прошлом году экспорт из Старого Света в Поднебесную взлетел до отметки в 148 млрд. евро, а общий товарооборот достиг суммарной стоимости, превышающей 1 млрд. евро в день. Сегодня эти параметры стремительно сокращаются. Большие европейские бренды, такие как BMW и Philips, уже предупредили об угрозах для их бизнеса.

«Замедление роста китайской экономики на 1% в год – это снижение на 5% цен на нефть и основные металлы», – указал в беседе с «НИ» заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.

Мировая экономика входит в фазу продолжительного спада – к такому выводу склоняются многие аналитики, предрекая падение цен на сырье на 20% уже к концу 2015 года. По прогнозам, новый цикл продлится в лучшем случае три года, в худшем – восемь лет. «Есть все основания снова вспомнить о 2008–2009 годах. Думаю, сейчас мы имеем дело со второй волной разразившегося тогда глобального кризиса. Повышательный тренд заканчивается», – сказал «НИ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Что касается России, то ее надежды по-прежнему связаны исключительно с нефтью, а точнее – с возможностью роста цены барреля. Между тем котировки марки Brent катятся к тому, чтобы вскоре пробить уровень в 40 долларов за баррель. «Вероятно, движение вниз продолжится, и довольно реалистично смотрится коридор 30–40 долларов за баррель. Для российской валюты это означает коридор от 80 до 105 рублей за доллар», – полагает управляющий директор ГК «Алор» Сергей Хестанов.

"