Posted 26 июля 2010,, 20:00

Published 26 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:04

Updated 8 марта, 07:04

Программа «под Сочи»

Программа «под Сочи»

26 июля 2010, 20:00
Вчера стало известно, что правительство России утвердило концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма до 2016 года. На ее реализацию потребуется 332 млрд. руб., из которых государство выделит чуть больше трети. Оставшееся – внебюджетные средства. Одна из главных задач ФЦП –

Координировать программу поручено Минспорттуризму. В качестве госзаказчиков компанию ему составили еще два ведомства: Минрегион и Ростуризм. Цели у ФЦП весьма амбициозные. К 2016 году планируется увеличить въездной турпоток в 7 раз, а внутренний – в 1,4 раза. Объемы платных туристских услуг, оказанных населению, должны вырасти в 4,4 раза, платные услуги гостиниц и иных мест размещения путешествующих граждан РФ и иностранцев – в 3,9 раза; численности работников, занятых в отрасли – в 1,4 раза.

Конечно, за магией этих цифр не следует забывать, с какого старта начнется этот туристический забег. Точка отсчета у нас, прямо скажем, не на высоте. По данным Минспорттуризма, объем платных услуг в отрасли в 2009 году составил 70,9 млрд. руб. Это на 7,5% меньше, чем в первый кризисный 2008 год. А въездной поток уменьшился на 8,5%: в прошлом году в Россию въехали 2,1 млн. иностранных путешественников. Семикратное увеличение, таким образом, означает, что страна сможет принимать в год около 15 млн. заезжих гостей. Для сравнения: для Испании, например, разместить, накормить, напоить и развлечь ежегодно 25 млн. иностранцев не проблема. А в лучшие годы число приезжающих переваливает и за 30 млн.

Разработчики ФЦП, судя по всему, понимают: для нас и вдвое меньшее достижение дастся с трудом. Поэтому первое, что прописано в программе – создать благоприятный инвестиционный климат, развить предпринимательскую инициативу, «включая создание предприятий малого и среднего бизнеса в туриндустрии», ввести новые специальности и повысить престижность профессий в сфере туризма. Привлекать частные инвестиции в отрасль предполагается с помощью субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях инвесторами в объекты туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости.

По мнению большинства экспертов, сравнительно небольшой поток иностранцев в РФ объясняется отсутствием инфраструктуры и плохим имиджем страны. Президент профессиональной туристической лиги Андрей Игнатьев добавляет к этому еще «нераскрученность» России как бренда. «Успех въездного туризма в большой степени зависит от рекламы. Сегодня бюджет для этих целей предусматривает смехотворную сумму – всего 3 млн. долларов. Мы не принимаем участия в международных выставках, отсутствует какая-либо пропагандистская литература», – отметил «НИ» эксперт. По его оценкам, увеличение въездного туристского потока планируется во многом «под сочинский проект». И действительно, на Олимпиаду в 2014 году, как и на все подобные события, ожидается большое стечение иностранцев. Но только на Сочи программу ориентировать невозможно. Между тем, по словам г-на Игнатьева, сегодня знания российских достопримечательностей у иностранцев, да и самих россиян ограничиваются маршрутами в Санкт-Петербург, Москву, по Золотому кольцу и трассой Москва–Иркутск–Пекин. Кстати, Сочи в список популярных маршрутов пока даже не входит.

Между тем стоит напомнить, что еще в 2007 году правительство постановило создать 7 особых экономических зон туристско-рекреационного типа: на Байкале, на Алтае, в Карелии, в Краснодарском крае, Калининградской области и на Ставрополье. Строительство этих зон только начинается. Хорошо бы, если ФЦП помогла его закончить. Однако президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько убежден: реализация федеральной программы невозможна без учета межотраслевых проблем.

«Необходимо решить проблемы транспортного обеспечения и высоких транспортных тарифов, туристских формальностей, связанных с визовым режимом. Хорошо бы подумать о благоприятном инвестиционном климате и сохранении российских природных и культурных ресурсов. Реализация ФЦП непременно должна быть синхронизирована с решением проблем в смежных отраслях», – подчеркнул «НИ эксперт. Пока же ситуация складывается парадоксальная. В рейтинге по конкурентоспособности в секторе туризма среди 133 стран Россия занимает 59-е место. Вместе с тем, по данным Всемирного экономического форума, РФ находится на 5-м месте по природному наследию и на 9-м – по культурному.

"