Posted 26 июля 2006,, 20:00
Published 26 июля 2006,, 20:00
Modified 8 марта, 09:15
Updated 8 марта, 09:15
Тарифы трех основных операторов изменятся уже совсем скоро: в МТС – 4 августа, в «Мегафоне» – 5-го, а в «БиЛайне» изменения будут происходить постепенно, с 1-го по 17 августа. «Сотовики» не только синхронизировали время, но и соразмерили величину «надбавки», которую они возьмут с потребителя: у всех она составит чуть менее 50 коп. Насколько похудеют при этом кошельки абонентов, зависит не от того, как долго они привыкли говорить по мобильникам, а от того, как часто они это делают.
Абонент, довольно активно пользующийся сотовым телефоном, выговаривает примерно 20 минут в день (10 часов в месяц), но кто-то делает много коротких звонков, а кто-то подолгу разговаривает с ограниченным кругом знакомых. Учитывая, что вводимая плата за соединение не зависит от длины разговора, больше всех пострадают те, кому звонить приходится часто. В наихудшем положении окажутся пользователи дешевых тарифов.
Так, если при тарифе МТС «Базовый», где исходящая минута в пересчете на рубли с НДС стоит 5 руб., выговаривать по 20 минут в день и делать 20 звонков, платить придется 3 тыс. руб. в месяц плюс 300 руб. за соединение. Таким образом, подорожание составит 10%. В аналогичном тарифе сети «БиЛайн» («Со-общение») минута стоит чуть дороже – 6 руб., потому и изменения будут заметны чуть меньше (на 8,3% выше для часто разговаривающих). Совсем несладко придется пользователям дешевых тарифов «Мегафона». Там минута вдвое дешевле (3 руб. в тарифе «Единый»), но для часто звонящего абонента, привыкшего платить, скажем, 600 руб. в месяц, дополнительные три сотни – это рост в 50%.
Сотовые операторы называют свое общее нововведение «вынужденной мерой», которая связана исключительно с необходимостью компенсировать новые потери прибыли. Вообще-то, что касается прибыли, то им на нее грех жаловаться – за последние годы она выросла в разы (см. таблицу на стр. 3). Но терять деньги все равно не хочется, поэтому операторы и разошлись с Федеральной службой по тарифам в оценках себестоимости соединения.
«Мы неоднократно заявляли, что существует определенная и четко просчитанная себестоимость каждого звонка – 1 руб. 35 коп. (или 5 центов) за минуту соединения, – сообщила «НИ» руководитель пресс-службы «Вымпелкома» Юлия Остроухова. – Мы были готовы и на компромиссный размер отчислений – 1руб. 10 коп., при котором нам также удалось бы избежать корректировок в тарифах. Однако окончательно утвержденный размер платы за соединение, установленный регулирующими органами в размере 95 коп., является заниженным и не покрывает наших затрат на минуту сотовой связи. Поэтому мы вынуждены ввести некоторые минимальные корректировки, чтобы компенсировать свои затраты». При этом г-жа Остроухова заверяет, благодаря тому, что входящие звонки стали бесплатными, абоненты даже после введения платы за соединения выиграют 3–4% при оплате мобильников. Могли бы, впрочем, выиграть и все 10%, но, по логике сотовиков, надо делиться.
Пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин привел нам те же доводы и тоже пообещал, что, несмотря на то, что с абонентов будут брать дополнительные деньги, они «будут тратить на связь меньше». При этом он добавил, что плата за соединение «в разных регионах немного различается (от 35 до 50 копеек) и будет введена в разные сроки (начало августа)». А на некоторых тарифах, по словам г-на Алявдина, ее вообще не будет.
В том, что мобильные операторы вынуждены что-то компенсировать, сомневаются независимые эксперты. «Пока итоги отмены платы за входящие звонки подводить рано, – рассказала «НИ» аналитик ИК «Атон» Надежда Голубева. – Но едва ли операторы что-то действительно потеряют: будучи опытными игроками на рынке, они заранее предприняли ряд мер. Во-первых, изменили курс расчета валюты, а во-вторых, ввели рублевые тарифы, что очень выгодно сейчас, когда рубль укрепляется». По мнению же директора аналитического департамента исследовательской компании J`Son & Partners Бориса Овчинникова, операторам нечего компенсировать просто потому, что никакого сокращения прибылей вообще не ожидается. «Наши предварительные исследования показали, что те 95 копеек, которые отчисляют оператору с каждого звонка с городского телефона на сотовый, – это вполне адекватная величина, которая не приносит компании прибыли, но вполне покрывает убытки, вызванные отменой платы за входящие», – рассказал «НИ» специалист. Эксперт сомневается, что одновременное и одинаковое повышение тарифов произошло случайно, весьма вероятно, по его мнению, речь идет о предварительном сговоре.
В самом деле, когда три игрока, по сути, определяют цены на всем рынке, подобные согласованные действия сложно трактовать только как «вынужденную меру». «НИ» обратились в Федеральную антимонопольную службу с вопросом, не просматривается ли в действиях сотовых операторов нарушения закона. Оказалось, что ФАС, так же, как и нас, интересует ответ на этот вопрос, и дать его служба намерена уже в самое ближайшее время. «В настоящий момент ФАС изучает поведение сотовых операторов, – рассказал «НИ» заместителя начальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи Дмитрий Рутенберг. – Мы направили им соответствующие запросы, ответы на которые должны прийти 1 августа. После этого мы сможем установить, есть ли в действиях игроков сотового рынка факт сговора или нет».
Свою озабоченность действием сотовиков выражают и правозащитники. «Новые контракты можно заключать с любой стоимостью услуг, но тем, кто уже заключил договор, стоит его перечитать и посмотреть на условия старых тарифов, – советует читателям «НИ» член правления Международной конфедерации обществ прав потребителей юрист Диана Сорк. – Если договор однозначно фиксирует плату за услуги и отдельно не предусматривает ее изменения, то можно оспорить намерение оператора приплюсовать дополнительную сумму». Словом, вопрос, как говорится, еще не закрыт, и «НИ» будут внимательно следить за развитием ситуации.
КСТАТИ
У крупнейшего оператора сотовой связи США Verizon Wireless в Нью-Йорке в ежемесячную абонентскую плату в 40 долларов входит 450 минут разговоров (при плате в 60 долларов можно говорить 900 минут и т.д.). То есть минута разговора стоит меньше 10 центов. И это при том, что все входящие, а также вообще все звонки в ночное время и в выходные бесплатны. У британского оператора Vodafone похожая методика расчетов: за 350 минут – 40 фунтов, за 500 – 50 фунтов. Все разговоры сверх этого стоят 12 пенсов за минуту. У финской Sonera нет тарифов, где бы минута стоила более 12 евроцентов.
НА ДОНУ ВОЗРОДИЛИ КПСС
В Ростове-на-Дону организуется Клуб противников сотовой связи (КПСС). «Идейным вдохновителем» нового движения стала сотовая компания «Мобиком-Кавказ» («Мегафон»). Дело в том, что многие пользователи ее услуг, помимо своей воли, вдруг оказались закрепленными за различными регионами Южного федерального округа, в том числе за Чечней и Дагестаном. Новая «прописка» явно не обрадовала донских абонентов: если входящие звонки для них остались бесплатными, то исходящие на ростовские городские и мобильные телефоны стали стоить гораздо дороже.
«Меня абсолютно не устраивает такая постановка вопроса, – рассказал «НИ» ростовский абонент «Мегафона» Андрей С. – Живу в Ростове, здесь же заключал договор с компанией. А оказался закрепленным в Дагестане. Теперь звонок на мой мобильный для ростовчан (в том числе и для моей мамы-пенсионерки) обходится гораздо дороже. Да и я звоню городским абонентам по завышенному тарифу, как если бы заключал договор в Дагестане, а потом с этой же SIM-картой приехал в Ростов». Количество абонентов, принудительно «сосланных» на Кавказ, точно не известно. Но большинство опрошенных корреспондентом «НИ» оказались в числе закрепленных за «чужими» субъектами ЮФО. Пользователи в массовом порядке переходят к другим операторам, многие грозят обратиться в суд. Уже готовится коллективный иск «о грубейшем нарушении прав потребителей».
Получить официальный комментарий руководства компании корреспонденту «НИ» не удалось – менеджмент отмалчивается. По неофициальным сведениям, оператор все же планирует скорректировать свою тарифную политику. Правда, не ранее чем через пару месяцев. Пока же недовольным абонентам предложили поменять SIM-карту. Разумеется, старый номер телефона при этом не сохраняется, так что все неудобства отнесены на счет клиента.
Илья МАЛАХОВ, Ростов-на-Дону