Posted 26 июля 2006,, 20:00

Published 26 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:15

Updated 8 марта, 09:15

Мобильный маневр

Мобильный маневр

26 июля 2006, 20:00
Со следующего месяца все основные сотовые операторы введут единовременную плату за исходящее соединение. Иначе, как они объясняют, не удастся компенсировать потери от того, что все входящие звонки на мобильники стали бесплатными. Независимые эксперты убеждены, что либо эти потери были минимальными, не сопоставимыми с р

Тарифы трех основных операторов изменятся уже совсем скоро: в МТС – 4 августа, в «Мегафоне» – 5-го, а в «БиЛайне» изменения будут происходить постепенно, с 1-го по 17 августа. «Сотовики» не только синхронизировали время, но и соразмерили величину «надбавки», которую они возьмут с потребителя: у всех она составит чуть менее 50 коп. Насколько похудеют при этом кошельки абонентов, зависит не от того, как долго они привыкли говорить по мобильникам, а от того, как часто они это делают.

Абонент, довольно активно пользующийся сотовым телефоном, выговаривает примерно 20 минут в день (10 часов в месяц), но кто-то делает много коротких звонков, а кто-то подолгу разговаривает с ограниченным кругом знакомых. Учитывая, что вводимая плата за соединение не зависит от длины разговора, больше всех пострадают те, кому звонить приходится часто. В наихудшем положении окажутся пользователи дешевых тарифов.

В первую очередь пострадают те, кто говорит по мобильнику не долго, но часто.
Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Так, если при тарифе МТС «Базовый», где исходящая минута в пересчете на рубли с НДС стоит 5 руб., выговаривать по 20 минут в день и делать 20 звонков, платить придется 3 тыс. руб. в месяц плюс 300 руб. за соединение. Таким образом, подорожание составит 10%. В аналогичном тарифе сети «БиЛайн» («Со-общение») минута стоит чуть дороже – 6 руб., потому и изменения будут заметны чуть меньше (на 8,3% выше для часто разговаривающих). Совсем несладко придется пользователям дешевых тарифов «Мегафона». Там минута вдвое дешевле (3 руб. в тарифе «Единый»), но для часто звонящего абонента, привыкшего платить, скажем, 600 руб. в месяц, дополнительные три сотни – это рост в 50%.

Сотовые операторы называют свое общее нововведение «вынужденной мерой», которая связана исключительно с необходимостью компенсировать новые потери прибыли. Вообще-то, что касается прибыли, то им на нее грех жаловаться – за последние годы она выросла в разы (см. таблицу на стр. 3). Но терять деньги все равно не хочется, поэтому операторы и разошлись с Федеральной службой по тарифам в оценках себестоимости соединения.

«Мы неоднократно заявляли, что существует определенная и четко просчитанная себестоимость каждого звонка – 1 руб. 35 коп. (или 5 центов) за минуту соединения, – сообщила «НИ» руководитель пресс-службы «Вымпелкома» Юлия Остроухова. – Мы были готовы и на компромиссный размер отчислений – 1руб. 10 коп., при котором нам также удалось бы избежать корректировок в тарифах. Однако окончательно утвержденный размер платы за соединение, установленный регулирующими органами в размере 95 коп., является заниженным и не покрывает наших затрат на минуту сотовой связи. Поэтому мы вынуждены ввести некоторые минимальные корректировки, чтобы компенсировать свои затраты». При этом г-жа Остроухова заверяет, благодаря тому, что входящие звонки стали бесплатными, абоненты даже после введения платы за соединения выиграют 3–4% при оплате мобильников. Могли бы, впрочем, выиграть и все 10%, но, по логике сотовиков, надо делиться.

Пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин привел нам те же доводы и тоже пообещал, что, несмотря на то, что с абонентов будут брать дополнительные деньги, они «будут тратить на связь меньше». При этом он добавил, что плата за соединение «в разных регионах немного различается (от 35 до 50 копеек) и будет введена в разные сроки (начало августа)». А на некоторых тарифах, по словам г-на Алявдина, ее вообще не будет.

В том, что мобильные операторы вынуждены что-то компенсировать, сомневаются независимые эксперты. «Пока итоги отмены платы за входящие звонки подводить рано, – рассказала «НИ» аналитик ИК «Атон» Надежда Голубева. – Но едва ли операторы что-то действительно потеряют: будучи опытными игроками на рынке, они заранее предприняли ряд мер. Во-первых, изменили курс расчета валюты, а во-вторых, ввели рублевые тарифы, что очень выгодно сейчас, когда рубль укрепляется». По мнению же директора аналитического департамента исследовательской компании J`Son & Partners Бориса Овчинникова, операторам нечего компенсировать просто потому, что никакого сокращения прибылей вообще не ожидается. «Наши предварительные исследования показали, что те 95 копеек, которые отчисляют оператору с каждого звонка с городского телефона на сотовый, – это вполне адекватная величина, которая не приносит компании прибыли, но вполне покрывает убытки, вызванные отменой платы за входящие», – рассказал «НИ» специалист. Эксперт сомневается, что одновременное и одинаковое повышение тарифов произошло случайно, весьма вероятно, по его мнению, речь идет о предварительном сговоре.

В самом деле, когда три игрока, по сути, определяют цены на всем рынке, подобные согласованные действия сложно трактовать только как «вынужденную меру». «НИ» обратились в Федеральную антимонопольную службу с вопросом, не просматривается ли в действиях сотовых операторов нарушения закона. Оказалось, что ФАС, так же, как и нас, интересует ответ на этот вопрос, и дать его служба намерена уже в самое ближайшее время. «В настоящий момент ФАС изучает поведение сотовых операторов, – рассказал «НИ» заместителя начальника управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи Дмитрий Рутенберг. – Мы направили им соответствующие запросы, ответы на которые должны прийти 1 августа. После этого мы сможем установить, есть ли в действиях игроков сотового рынка факт сговора или нет».

Свою озабоченность действием сотовиков выражают и правозащитники. «Новые контракты можно заключать с любой стоимостью услуг, но тем, кто уже заключил договор, стоит его перечитать и посмотреть на условия старых тарифов, – советует читателям «НИ» член правления Международной конфедерации обществ прав потребителей юрист Диана Сорк. – Если договор однозначно фиксирует плату за услуги и отдельно не предусматривает ее изменения, то можно оспорить намерение оператора приплюсовать дополнительную сумму». Словом, вопрос, как говорится, еще не закрыт, и «НИ» будут внимательно следить за развитием ситуации.

КСТАТИ

У крупнейшего оператора сотовой связи США Verizon Wireless в Нью-Йорке в ежемесячную абонентскую плату в 40 долларов входит 450 минут разговоров (при плате в 60 долларов можно говорить 900 минут и т.д.). То есть минута разговора стоит меньше 10 центов. И это при том, что все входящие, а также вообще все звонки в ночное время и в выходные бесплатны. У британского оператора Vodafone похожая методика расчетов: за 350 минут – 40 фунтов, за 500 – 50 фунтов. Все разговоры сверх этого стоят 12 пенсов за минуту. У финской Sonera нет тарифов, где бы минута стоила более 12 евроцентов.



НА ДОНУ ВОЗРОДИЛИ КПСС

В Ростове-на-Дону организуется Клуб противников сотовой связи (КПСС). «Идейным вдохновителем» нового движения стала сотовая компания «Мобиком-Кавказ» («Мегафон»). Дело в том, что многие пользователи ее услуг, помимо своей воли, вдруг оказались закрепленными за различными регионами Южного федерального округа, в том числе за Чечней и Дагестаном. Новая «прописка» явно не обрадовала донских абонентов: если входящие звонки для них остались бесплатными, то исходящие на ростовские городские и мобильные телефоны стали стоить гораздо дороже.
«Меня абсолютно не устраивает такая постановка вопроса, – рассказал «НИ» ростовский абонент «Мегафона» Андрей С. – Живу в Ростове, здесь же заключал договор с компанией. А оказался закрепленным в Дагестане. Теперь звонок на мой мобильный для ростовчан (в том числе и для моей мамы-пенсионерки) обходится гораздо дороже. Да и я звоню городским абонентам по завышенному тарифу, как если бы заключал договор в Дагестане, а потом с этой же SIM-картой приехал в Ростов». Количество абонентов, принудительно «сосланных» на Кавказ, точно не известно. Но большинство опрошенных корреспондентом «НИ» оказались в числе закрепленных за «чужими» субъектами ЮФО. Пользователи в массовом порядке переходят к другим операторам, многие грозят обратиться в суд. Уже готовится коллективный иск «о грубейшем нарушении прав потребителей».
Получить официальный комментарий руководства компании корреспонденту «НИ» не удалось – менеджмент отмалчивается. По неофициальным сведениям, оператор все же планирует скорректировать свою тарифную политику. Правда, не ранее чем через пару месяцев. Пока же недовольным абонентам предложили поменять SIM-карту. Разумеется, старый номер телефона при этом не сохраняется, так что все неудобства отнесены на счет клиента.

Илья МАЛАХОВ, Ростов-на-Дону

"