Posted 26 мая 2005,, 20:00
Published 26 мая 2005,, 20:00
Modified 8 марта, 09:36
Updated 8 марта, 09:36
Отечественный потребитель парфюмерии и косметики уже почти не отличается от британского или французского – нет былой импульсивности и желания попробовать все, что есть на прилавке. У россиян появились любимые марки, они знают, какой именно крем подходит их коже, и не скупают поддельные духи по дешевке на рынках. Все это ведет к тому, что у нас сильно укрепляют свои позиции розничные сети, между ними ужесточается конкуренция. А вот темпы роста продаж замедляются.
По данным ABARUS Market Research, объем рынка парфюмерии и косметики в 2004 году составил в России 6,2 млрд. долларов. Это на 15% больше, чем в предыдущем году. Наш рынок, отмечают специалисты, уже достиг средней степени насыщения, и хотя его потенциал оценивается в 15–18 млрд. долларов, расти он будет все медленнее. «Таким образом российский рынок станет близок к европейскому, а не к китайскому или бразильскому, как сейчас», – сообщил «Новым Известиям» представитель ЭкспоМедиаГруппы «Старая крепость» Иван Козлов.
Один из главных признаков того, что рынок наконец приобрел цивилизованные черты, – уход легально произведенной парфюмерии и косметики с открытых рынков. В 90-х годах там распространялось 90% такого рода продукции, сегодня осталось только 16%. В основном на рынках представлена продукция российских производителей, не имеющих возможностей попасть на полки парфюмерных сетей магазинов.
По итогам года основная доля продаж парфюмерно-косметических товаров (29%) пришлась на универмаги. Специализированные розничные сети «взяли» 23,7%, но при этом показали самый мощный рост – 40–50% за год. Потребительская переориентация – результат усилий самих сетей, которые борются за покупателя с помощью различных акций и скидок и при этом активно предлагают средние по ценам товары. Через год-два парфюмерные магазины полностью уведут покупателей с рынков, а затем начнут жестко конкурировать между собой. Промоакций и скидок должно стать еще больше, в ход пойдут также сезонные и праздничные снижения цен.
К тому же у них появится новый конкурент – аптеки. Сегодня именно там европейцы предпочитают приобретать косметику для ухода за кожей и средства гигиены. Россия тоже постепенно встает на этот путь. Рост продаж косметики через аптеки составил у нас в 2004 году 15%. И это, как отмечают аналитики, не предел.
Отдавая предпочтение специализированным сетям, россияне одновременно все больше привыкают к западной косметике. К тому же российские компании жалеют деньги для продвижения своей продукции. «Отечественная косметика представлена в основном на рынках, а также в магазинах регионов,– утверждает г-н Козлов. – Выход на крупные сети имеет лишь пара наших крупнейших производителей». Не исключено, что нынешнее соотношение российской и импортной косметики – 47 и 53% соответственно – будет корректироваться в пользу импорта.
По данным Европейской ассоциации парфюмерии, косметики и средств гигиены Colipa, объем европейского рынка (25 стран ЕС плюс Норвегия и Швейцария) составил в прошлом году 64 млрд. евро. Однако темпы его роста существенно ниже, чем в России – всего лишь 2%. А скажем, в Германии и Франции, которые являются крупнейшими потребителями косметики, производство даже падает. Так что ожидаемая у нас стабилизация в этом сегменте рынка вполне укладывается в общеевропейский мейнстрим.
Вот и верь после этого