Posted 27 апреля 2020,, 08:56

Published 27 апреля 2020,, 08:56

Modified 7 марта, 14:47

Updated 7 марта, 14:47

Сотни фермеров Свердловской области жалуются, что им отрезали рынки сбыта

Сотни фермеров Свердловской области жалуются, что им отрезали рынки сбыта

27 апреля 2020, 08:56
Меры борьбы с распространением коронавирусной инфекцией, по мнению сельхозпроизводителей, могут не только разорить мелкие хозяйства, но и не оставить камня на камне от того, что принято называть продовольственной безопасностью государства.

Олег Горюнов

По данным Межрегиональной общественной организации "Центр поддержки сельхозпроизводителей", в Свердловской области складывается критическая ситуация в сельском хозяйстве.

Вот что заявил в интервью "НИ" Евгений Попов, руководитель этой общественной организации:

"Одно дело – это болезнь, от которой страдают люди, и совсем другое дело – это голод от того, что цены взлетели, а они уже растут. Осенью возникнет дефицит продовольствия, если нас не услышат, и цены на продукты питания еще больше вырастут. Простой человек просто не сможет себе позволить покупку еды, да и самих продуктов будет не хватать на всех".

22 апреля сообщество мелких фермерских хозяйств написало письмо губернатору Свердловской области с двумя требованиями:

1. Разрешить фермерам торговать на ярмарках.

2. Создать штаб, который бы регулировал оборот сельхозпродукции.

Вот уже месяц, как фермеры Свердловской области живут в страхе и бьют тревогу. Закрылись кафе, рестораны и другие точки сбыта свинины, молока, перепелов и других "товаров первой необходимости".

"Самый главный вопрос: что нам делать? Сколько сеять, сколько закупать? Все находятся в напряжении, когда не видят конкретных шагов со стороны государства. В такой ситуации предприниматель старается ограничить статью расходов - он меньше сеет, меньше поросят закупает. Если, скажем, Иванов в прошлом году держал 10 коров, то в этом году всего двух будет держать, вместо тысячи перепелов закупит 100 штук, вместо 100 поросят - десять. Люди думают так: надо подстраховаться и ужаться", - говорит Евгений Попов.

Фермеры, находясь в самоизоляции, САМОсокращаются не только в сфере закупок - они сокращают число своих работников, причем, как сезонных, так и круглогодичных, вынуждены и сокращать зарплаты людям. Это приводит к росту безработицы, социального напряжения в обществе, но местные власти этого, как-будто не замечают.

Проблемами фермеров и сельхозпроизводства в целом должен заниматься Д.С. Дегтярев - он возглавляет местное Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка. На многочисленные обращения по поводу открытия малых ярмарок он отвечает так:

"В соответствии с Указом губернатора Свердловской области № 100-УГ, проведение ярмарок на территории Свердловской области ограничено".

Это "письмо счастья" Центр поддержки сельхозпроизводителей получил 20 апреля, а через три дня - 24 апреля Д.С. Дегтярев переложил ответственность за происходящее на муниципальные власти, - пусть они все решают, и при этом ни словом не обмолвился о том, что возглавляемое им профильное министерство делает или хотя бы планирует делать для того, чтобы "разрулить" ситуацию:

Патовость ситуации описал нашему изданию Евгений Попов:

"Роспотребнадзор НЕ рекомендует проведение ярмарочных мероприятий муниципалитетам. До руководителя местного Роспотребнадзора мы не дозвонились, а его помощник сказал, что вопрос будет решаться недели через две... У нас есть города, в которых нет ни одного случая заражения. Мы готовы сделать памятки для покупателей, замер температуры у покупателей и продавцов, обеспечить всех их средствами гигиены, масками и перчатками. В магазин же можно ходить, но там каждый человек ближе находится друг к другу, а на ярмарке - дальше, так почему же нам нельзя торговать?".

По подсчетам фермеров Свердловской области, крупных производителей в области - десятки, а мелких – сотни, то есть, если умножить 10 свиней мелкого фермерского хозяйства хотя бы на 100, то количество свиней будет больше, чем у крупных производителей.

Кредиты фермеры не берут из-за страха не вернуть их, а без кредитов, как и раньше, посевную не проведешь.

"Мы прогнозируем действительную нехватку еды к осени. Есть крупные поставщики, которые будут говорить губернатору: "У нас все в порядке". Но есть мелкие хозяйства, которые порой даже не зарегистрированы в реестре сельхозпроизводителей, но они есть, и они продают соседям, знакомым – соседи и знакомые не пойдут покупать в магазине мясо. Но когда у этого фермера не станет мяса, куда его сосед пойдет покупать мясо? В магазин. В магазине резко возрастет потребность в продуктах питания, потребность, которая ПОКА НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ, а потом не сможет быть удовлетворена. Мы предложили губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву срочно организовать оперативный штаб".

Однако в администрации региона, судя по ответу руководителя Центра организации ярмарок Максима Рахманова, другое мнение.

"Екатеринбург и так опережает другие города области по числу ярмарок. У нас есть дополнительные площадки, и мы можем их задействовать в случае спроса со стороны фермеров и индивидуальных предпринимателей, но пока мест хватает и на действующих ярмарках". - считает чиновник.

Максиму Рахманову мест хватает, а вот сотням фермеров - нет. Как же так?

Как выяснилось, проблема эта не только одного региона.

Для того, чтобы проверить истинность затруднений фермеров, мы позвонили в Краснодарский край. Виталий Куц, руководитель агрофирмы "Приволье", специализирующейся на производстве молочной продукции НИКОГДА не отказывался от интервью нашем изданию, но в этот раз мы его просто "не узнали":

"Мелочевку все задавили - 30% точек сбыта товара исчезло. Я вынужден был ввести для своих рабочих укороченный рабочий день. Пропуска выдаются не всем, за пределы региона выехать - могут не все. Тяжело и печально. Интервью давать не хочу - нет желания бороться с ветряными мельницами". - заявил Виталий Куц, руководитель агрофирмы "Приволье".

КСТАТИ

Еще 19 апреля Минпромторг РФ, понимая важность фермерских ярмарок, разослал в регионы вот такой циркуляр:

"