Posted 27 апреля 2016,, 15:13

Published 27 апреля 2016,, 15:13

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Из тени в свет не долетая

Из тени в свет не долетая

27 апреля 2016, 15:13
В середине февраля президент России Владимир Путин подписал закон, запрещающий выделение бюджетных средств компаниям, находящимся в офшорных юрисдикциях. Новое правило начнет действовать при составлении федерального бюджета 2017 года. Пожалуй, больнее всего действие нового закона ощутит на себе ООО «АПХ «Мираторг», учр

Новый закон вводит поправки в Бюджетный кодекс, которые запрещают государственную поддержку российских компаний, более чем наполовину принадлежащих фирмам, зарегистрированным в офшорах. С 2017 года такие структуры не смогут получать бюджетные субсидии и инвестиции.

Первую строчку в списке компаний, подпадающих под действие нового закона, занимает ООО «АПХ «Мираторг», который на сегодняшний день является крупнейшим в России производителем свинины и мраморной говядины. Эта компания совершила головокружительный взлет к мясным вершинам за счет беспрецедентной государственной поддержки. Пожалуй, еще никогда и никому из российских частных коммерческих структур не удавалось вызвать на себя столь щедрый денежный дождь из бюджета. Тем более что речь идет о компании, учрежденной офшорными фирмами.

Согласно государственному реестру юридических лиц (ЕГРЮЛ), ООО «Агропромышленный холдинг «Мираторг» (ООО «АПХ «Мираторг») зарегистрировано 24 августа 2005 года. Учредители – две кипрские фирмы: ООО «Агромир» (место нахождения: г. Никосия, пр-т архиепископа Макариоса, 2–4, Капитал Сентер, 9 этаж, п/я 1065) с размером доли в 99,99% и ООО «Саудейд» (расположенная по этому же адресу) с размером доли в 0,01%. Этими же кипрскими фирмами учреждено и ООО «Мираторг-Брянск», осуществляющее управление предприятиями по производству говядины в Брянской области.

Примечательно, что одной из главных корпоративных ценностей, которую ООО «АПХ «Мираторг» декларирует на всех углах, является «эффективная интеграция государственных интересов с интересами компании и конечных потребителей». Однако, судя по всему, эффективность подобной интеграции ощущает только одна сторона.

В 2009 году ООО «АПХ «Мираторг» получило от государственной корпорации Внешэкономбанк кредит на 1,36 млрд. руб. на завершение строительства свинокомплексов в Курской области. В 2010 году «Мираторг» привлек 571 млн. долларов и 66 млн. евро кредитных ресурсов Внешэкономбанка. В июне 2013 года «Мираторг» и Sberbank CIB (корпоративно-инвестиционный бизнес Сбербанка РФ) подписали кредитное соглашение на 1 млрд. руб. сроком на 15 лет. Средства пошли в проект по созданию поголовья мясных пород крупного рогатого скота на территории Калининградской области. В начале 2015 года ООО «Брянская мясная компания», принадлежащая АПХ «Мираторг», подписало с Внешэкономбанком кредитное соглашение на 425,8 млн. долларов сроком на 15 лет. Средства направляются на расширение мощностей по производству до 130 тыс. тонн говядины в год в Брянской области. Общая стоимость проекта составляет 871,5 млн. долларов, а кредит Внешэкономбанка – 742 млн. долларов (первая кредитная линия – 425,8 млн. долларов, вторая – 316,2 млн. долларов).

Условия предоставления «Мираторгу» кредитов – мечта любого предпринимателя. Как признавался еще в 2010 году президент ООО «АПХ «Мираторг» Виктор Линник, кредиты субсидированы на 80% с эффективной процентной ставкой 5–6%, причем с отсрочкой погашения на два-три года. По некоторым оценкам, на долю «Мираторга» приходилось около 80% всех государственных отраслевых субсидий, которые финансируются из бюджета. В июле 2014 года на заседании Брянской областной думы в связи с этим разразился скандал. Региональные депутаты оказались почти на грани шока, когда узнали, что из 1,419 млрд. руб. субсидий, выделенных мясным сельхозпредприятиям Брянской области, 1,4 млрд. руб. получил «Мираторг».

Следует отметить, проект «Мираторга» в Брянской области заслуживает особого разговора, поскольку там компания создала с нуля и на щедрые бюджетные субсидии мощное производство мраморной говядины. Нет смысла объяснять, что такое мраморная говядина, достаточно сказать, что стоит она недешево и позволить себе такой продукт могут только обеспеченные люди. Масштабы господдержки и неоднозначность этого проекта, ориентированного не на массового потребителя, а на людей, что называется, с деньгами, оказались настолько вызывающими, что обернулись громким общественным резонансом.

В конце 2013 года заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский заявил, что в период сокращения бюджетных возможностей надо сосредоточиться на увеличении и повышении качества молочного стада, а не на попытке масштабного развития мясного скотоводства. По его словам, «важнее улучшение молочного стада и поддержка роста производства продукции птицеводства и свиноводства как наиболее экономически доступных для населения видов мяса».

«При субсидировании мясного скотоводства якобы снижается стоимость говядины, но при этом надо учитывать, что ее покупатели – достаточно платежеспособные граждане. Высокая цена на говядину позволяет формироваться скотоводству в объемах спроса со стороны обеспеченных слоев населения. Тем самым у потребителей с ограниченными или умеренными доходами увеличиваются возможности для приобретения молока, мяса птицы и свинины. Мы можем только приветствовать развитие частными компаниями мясного скотоводства за счет собственных средств, но не государственного бюджета», – подчеркнул Сергей Лисовский.

Аналогичное мнение высказывал президент Мясного союза Мушег Мамиконян: «Это нецелесообразно с точки зрения эффективности. За те же деньги мы могли бы сделать значительно больше животного белка в более широко значимых группах: яйцо, молоко, мясо птицы, свинина. Государство же поддерживает производство мяса, которое и так покупают обеспеченные люди».

Но эти аргументы никак не отразились на получаемых «Мираторгом» государственных субсидиях, и в октябре 2015 года компания объявила о запуске продажи фирменной мраморной говядины в российские розничные сети. Применительно к этому событию и в целом к проекту весьма показательна позиция президента ООО «АПХ «Мираторг» Виктора Линника. Комментируя начало продаж мраморной говядины, он без обиняков заявил: «Начало поставок в розничную сеть премиальных отрубов, соответствующих наивысшему грейду «мраморности» Prime, – это закономерный шаг в нашей стратегии, цель которой – обеспечить для потребителя максимально широкий выбор качественного мяса. Теперь вы можете приготовить дома то, что раньше можно было попробовать только в дорогом ресторане. Мы планируем удвоить производство до 80 тыс. тонн в следующем году, что позволит повысить доступность качественной говядины для покупателя».

В нынешних экономических условиях, когда подавляющее большинство россиян оказались в непростом положении, слова г-на Линника звучат вызывающе и несколько цинично. Ведь, согласно результатам опроса, проведенного в конце декабря 2015 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 130 населенных пунктах в 46 регионах России, за прошлый год доля бедных семей, которым не хватает даже на еду и кому достаточно средств на еду, но покупка одежды затруднительна, выросла с 22% до 39%. По данным же Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в январе 2016 года сократились на 52,2% по сравнению с декабрем 2015 года. По сравнению с январем 2015 года реальные располагаемые доходы уменьшились на 6,3%. То есть россияне вынуждены все туже затягивать пояса, экономя на всем и не помышляя о ресторанах, тем более дорогих.

Но, похоже, г-н Линник живет в другом мире, где вместо хлеба, если его нет, едят пирожные, а вместо куриного мяса, которое бывает на столе рядового гражданина не каждый день, потребляют исключительно мраморную говядину. При этом стоит еще раз отметить, это производство появилось за счет государственных денег, а прибыль от продажи мраморной говядины состоятельным гражданам аккумулирует частная структура, учрежденная офшорными фирмами с Кипра. Кстати говоря, в августе 2105 году «Мираторг» получил право экспортировать мраморную говядину в ОАЭ, а в январе 2016 года был аттестован на поставки в Иран. То есть реализация высокомаржинального продукта увеличится, соответственно возрастет прибыль «Мираторга».

Как отразятся на ООО «АПХ «Мираторг» новые правила, касающиеся выделения бюджетных средств компаниям, находящимся в офшорных юрисдикциях, предсказать сложно. Но, по всей видимости, период «золотых дождей» для «Мираторга» все же заканчивается, как завершается он для госказны, изрядно потратившейся на пробивных киприотов.

"