Posted 27 апреля 2016,, 13:25

Published 27 апреля 2016,, 13:25

Modified 8 марта, 03:05

Updated 8 марта, 03:05

Бегство от старости

Бегство от старости

27 апреля 2016, 13:25
Минфин и Центробанк подготовили совместный проект очередной пенсионной реформы под названием «Концепция индивидуального пенсионного капитала», который уже внесен на рассмотрение в правительство. По сведениям «НИ», в его рамках затрагивается вопрос о поэтапном повышении пенсионного возраста в стране. В последнее время э
Сюжет
Пенсии

О неизбежности повышения в России пенсионного возраста в очередной раз заявил 26 апреля экс-министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, вопрос лишь в том, в какие сроки и в какой форме это будет сделано. Экономист добавил, что повышению должна предшествовать тщательная подготовка: «По мере понимания в обществе этой проблемы у нас будет широкая поддержка прежде всего у пенсионеров». Ранее г-н Кудрин высказывал мнение, что окончательно вопрос будет решен после президентских выборов 2018 года.

Между тем проработкой конкретных механизмов воплощения данной идеи в жизнь займется Минэкономразвития. Это следует из доклада ведомства об основных направлениях работы на 2016–2018 годы, где есть раздел о задачах по совершенствованию пенсионной системы. По словам главы МЭР Алексея Улюкаева, в настоящий момент рассматриваются два варианта. Первый – уравнять возраст выхода на пенсию мужчин и женщин на рубеже 63 года. Второй – сохранить разрыв в пять лет и поднять возраст до уровня 60 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно. Повышать возраст г-н Улюкаев предлагает постепенно: на полгода каждый год.

Альтернативы этой мере не видно. В 2015 году дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ составил 623 млрд. рублей, в текущем достигнет 1,6 трлн. рублей. В условиях рецессии латать эту дыру все сложнее. Государство вынуждено изыскивать новые и новые способы. В частности, на текущий год опять заморожены пенсионные накопления – 342 млрд. рублей будут направлены в распределительную систему.

Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич заметил в беседе с «НИ», что, когда в СССР в 1930-х годах создавалась пенсионная система, на одного человека приходилось больше шести человек в трудоспособном возрасте. Сейчас – только 2,3, а к 2030 году будет меньше двух. По словам г-на Гурвича, сегодня на выплату пенсий идет около 9% ВВП, что близко к пределу возможностей экономики. За последние годы средняя ожидаемая продолжительность жизни россиян быстро росла. Особенно у мужчин: еще в 2005-м она составляла меньше 59 лет, а в 2015-м – уже 66 лет. У женщин за тот же период показатель вырос с 72 до 77. По прогнозам Росстата, к 2030 году ожидаемая продолжительность жизни мужчин достигнет 70,5 лет, а женщин – 80.

На днях эта тема обсуждалась на встрече представителей двух правительств – российского и белорусского. Как заявил глава последнего Андрей Кобяков, в Минске надеются, что Москва примет решение «о синхронном повышении пенсионного возраста в России и Белоруссии с 2017 года». Однако пока никаких соглашений о совместных действиях нет, подчеркнул он. Недавно, напомним, президент Александр Лукашенко подписал указ, в соответствии с которым с 2017 года пенсионный возраст в Республике Беларусь увеличивается на три года: до 58 лет у женщин и до 63 лет у мужчин.

Кстати, за исключением России и Узбекистана, все остальные страны СНГ уже повысили пенсионный возраст. Причем многие, как Казахстан, сделали это почти сразу после обретения независимости – в начале 1990-х. При этом в РФ самая большая доля пенсионеров среди республик содружества. У нас их 43,8 млн., или 29,9% населения, тогда как, например, в Белоруссии – 27,7%, а в Казахстане – 11,4%.

«Считаю, что необходимость повышения стандартного пенсионного возраста уже давно назрела, если не перезрела, – сказал «НИ» заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. – Он в России по сравнению с большинством стран ниже на 3,5 и даже 7 лет. Если оставить все как есть, если не реформировать институт досрочных пенсий, не реализовывать другие оптимизационные меры, остается только две возможности, и обе плохие: увеличение страховой и налоговой нагрузки на бизнес или, что более вероятно, снижение реального уровня пенсий».

"