Posted 26 апреля 2015,, 21:00

Published 26 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:39

Updated 8 марта, 03:39

«У нас есть шанс»

«У нас есть шанс»

26 апреля 2015, 21:00
Адаптивные возможности российской экономики в условиях падения цен на нефть и санкций оказались выше, чем предполагалось, заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев в ходе своего выступления на расширенной коллегии ведомства в пятницу. «Они особенно хорошо сейчас, в начале этого года, проявляются», – отмети

Выступление Алексея Улюкаева было выдержано в оптимистических тонах. «Как раз сейчас, возможно, у нас есть шанс выстроить несколько принципиально иные основания для нашего экономического развития, уйти от слишком большой зависимости от внешних рынков, уйти от слишком большой зависимости от постоянного потока финансовых ресурсов либо через механизм положительного сальдо торгового баланса, либо через механизм положительного сальдо финансового счета, счета капитальных операций, который оказывает мощное давление на рынок труда», – сказал глава МЭР.

Присутствовавший на коллегии премьер-министр Дмитрий Медведев, впрочем, не разделил подобного оптимизма. Правительство не может рассчитывать на быстрое улучшение внешних факторов, поэтому, по его словам, необходимо научиться работать и жить в обстановке «апокалиптических прогнозов». Тем не менее премьер выразил уверенность, что укрепление рубля и затормозившаяся инфляция являются обнадеживающими симптомами. «Мы рассчитываем, что пик инфляции пройден», – внес он свою лепту в благостную картину экономического развития.

Однако, что касается «пользы от трудностей», то о них, наверное, лучше спросить работников космодрома «Восточный», устроивших голодовку в знак протеста против задержки зарплат. «Мобилизация», о которой говорит г-н Улюкаев, судя по всему, и дальше будет достигаться путем затягивания поясов для населения. Во всяком случае, по словам Дмитрия Медведева, основной проблемой экономики в данный момент является высокий уровень издержек из-за роста зарплат и тарифов. «Проблема, которая характерна для всех секторов экономики, – неоправданно высокий, можно сказать критический, уровень издержек, в том числе из-за темпов роста зарплаты, которые не были подкреплены соответствующим ростом производительности труда», – отметил премьер. То есть, по сути, россиянам предлагается работать больше, а получать меньше.

Насколько эффективной окажется такая политика опоры на собственные ресурсы, пока сказать трудно. По заявлению заместителя главы МЭР Алексея Ведева, падение российской экономики во втором квартале 2015 года в годовом выражении будет в пределах 2–3%. «Мы вползли в стагнацию, рецессию и стагфляцию. Это все растягивает сроки борьбы с экономическими проблемами на годы. Особенно, если цены на нефть останутся на низком уровне, а санкции не будут отменены», – сказал «НИ» заведующий кафедрой РАНХиГС, академик Абел Аганбегян. Он напомнил о прогнозах самого правительства, согласно которым в 2015 году ВВП упадет на 3–4%, инвестиции снизятся на 13–14%, годовая инфляция удвоится по сравнению с 2014-м, на одну треть сократятся доходы от экспорта, потому что упали цены на нефть, а импорт продолжит снижаться, так как рубль резко упал, следовательно, покупать заграничные товары невыгодно. «Все это едва ли дает поводы для оптимизма, которые по непонятным причинам усматривают в правительстве», – сделал вывод собеседник «НИ».

«Текущая риторика властей направлена на поддержание в россиянах уверенности, что с кризисом мы справимся за два года, что он вообще нашей промышленности на пользу, что рубль укрепляется вне зависимости от цен на нефть», – высказала свое мнение «НИ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. Между тем, по ее словам, ситуация в экономике пока довольно тяжелая – структурные изменения незаметны, а запасы резервных фондов правительства истощаются. Напомним, что только за март запасы ФНБ и Резервного фонда сократились на 539 млрд. рублей. Рубль также не застрахован от дальнейшего падения, например, до 70 рублей за доллар, если цены на нефть будут все же заметно снижены в 2015 году. И ЦБ, и Минфин считают такой сценарий вполне возможным. «В случае актуализации такого сценария дыры в бюджете закрывать будет все сложнее, и малообеспеченным категориям граждан придется совсем тяжело», – считает эксперт.

"