Posted 26 апреля 2010,, 20:00

Published 26 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:59

Updated 8 марта, 06:59

Скала, а не пошлина

Скала, а не пошлина

26 апреля 2010, 20:00
Таможенные пошлины на ввоз иностранных машин в Россию в обозримом будущем меняться не будут, сообщил вчера министр промышленности и торговли Виктор Христенко. При этом он сослался на утвержденную на днях стратегию развития отечественного автопрома. По мнению экспертов, это означает не только, что новые иномарки не стан

Министр Христенко признал: «Рынок испытал сильный кризис, он сократился как минимум в два раза за 2009 год. Только сейчас наблюдаем начало восстановления. Этому способствовали меры поддержки авторынка. В первом квартале этого года рынок стал восстанавливаться. Но это будет не быстро. Мы вернемся на докризисный уровень рынка в 2012–2013 годах». Однако оживлять его с помощью доступного импорта государство не намерено.

Напомним, что предложение вернуть прежние пошлины для новых иномарок выдвинуло Минэкономразвития. Главный его аргумент – новые иномарки не являются ценовыми конкурентами ни отечественным автомобилям, ни собираемым в России зарубежным брендам. Действительно, по данным Росстата, средняя потребительская цена российского авто в 2009 году составила 7398 долларов, собранной у нас иномарки – 13 788, а новой импортной машины – 21 113. К тому же сохранение высокого уровня таможенных пошлин может привести «к техническому застою, снижению стимулов для модернизации, инновации производства», а также к «злоупотреблениям монопольным положением на рынке», отмечали в МЭР. Третий аргумент – международный: высокие таможенные пошлины – это предмет критики со стороны торговых партнеров России. Мы не соблюдаем декларацию G-20 в области «нерасширения протекционизма». При этом наличие заградительных ставок для подержанных авто Минэкономразвития считает правильным.

С января 2009 года таможенные пошлины на ввоз автомобилей возрастом до 3 лет увеличились с 25 до 30% от стоимости. Ставки на машины от 3–5 лет выросли с 25 до 35%, на авто старше 5 лет стали фактически запретительными. Вначале эту меру поддержки отечественных автомобилестроителей ввели на 9 месяцев. Но теперь, согласно новой программе развития автопрома, высокие пошлины могут сохранить еще на 10 лет. Предполагается, что за это время в отрасль будет инвестировано 627,3 млрд. руб. Много это или мало? Разработка одной новой автоплатформы оценивается в 1 млрд. евро (44 млрд. руб.), нового двигателя – в 700 млн. евро (30,8 млрд. руб.) и трансмиссии – в 500 млн. евро (22 млрд. руб.), подсчитали в Минпромторге. То есть разработок хватит на шесть новых производств. Основным донором должно выступить государство, которое предоставит производителям субсидии и госгарантии, а также профинансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в размере 237 млрд. руб.

Интересно, что приоритетными задачами НИОКР должно стать создание специальных автомобилей для освоения шельфа Северного Ледовитого океана, а также для промышленного освоения Луны! Кроме того, Минпромторг задумал разработать «летающий автомобиль», чтобы освоить сегмент рынка транспортных услуг делового, элитного и военного характера, говорится в утвержденной программе. Ее авторы обещают, что к 2015 году автопром выйдет из кризиса, а к 2020-му нарастит объем производства в пять раз – до 3,15 млн. штук. Напрашивается вопрос: а надо ли нам финансировать свои новые производства? Не проще ли, как это уже делается, и дальше впускать иностранцев, создавая для них условия? А одновременно учиться у них, ведь сказать, что наш родной автопром что-то перенял от иностранных сборщиков, увы, по-прежнему нельзя. Зато за время действия грабительских пошлин мы добились того, что объем импорта новых иномарок сократился почти в 3,2 раза. А ввоз иномарок со сроком эксплуатации до 5 лет рухнул в 30 раз: сейчас на рынке их всего 2,4%. А цены на них выросли в среднем на 15%.

«По потребительским качествам, а главное – по безопасности российские машины по-прежнему не идут ни в какое сравнение с западными. У нас же собирают в основном модели эконом-класса, – рассказал «НИ» генеральный директор профильной консалтинговой компании Михаил Зотов. – Сегодня у покупателя есть выбор: купить новую машину российской сборки за 10 тыс. долларов или за те же деньги 5–6-летнюю иномарку бизнес-класса». Сейчас, по словам г-на Зотова, в стране уже наблюдается дефицит 1–2-летних импортных автомобилей, этот сегмент рынка не пополняется из-за высоких пошлин. И покупателю все чаще приходится брать либо российские машины, либо уж очень подержанные иномарки, разбитые на наших дорогах. С точки зрения безопасности и то, и другое никуда не годится, тем не менее цены на бэушные зарубежные машины будут и дальше расти. Эксперт также рассказал: закрылись 9 из 10 компаний, поставлявших авто на вторичный рынок из-за рубежа. «Все эти люди оказались на улице, а нам говорят о борьбе с безработицей и о поддержке бизнеса», – недоумевает он.

«Стратегия» хороша только для отечественной отрасли, – соглашается эксперт инвестиционной компании Андрей Рожков, – а не для потребителей. Даже если все сложится удачно, мы получим обновленный российский легковой автопарк не ранее 2014–2015 годов. А к тому времени он тоже устареет относительно предложений лидеров мирового автопрома».

"