Posted 26 апреля 2006,, 20:00

Published 26 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Экономия и жизнь

26 апреля 2006, 20:00
Три четверти россиян с каждым годом тратят все больше. Почти каждый второй из нас (47%) считает, что особенно заметно растут расходы на питание и товары повседневного спроса. Чтобы избежать прорех в семейном бюджете, наши соотечественники уже прикидывают, на чем бы сэкономить.

Особенно остро проблему увеличения ежемесячных трат на товары первой необходимости ощутили, судя по результатам последнего опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring, жители Центрального и Сибирского федеральных округов. О существенном повышении расходов в первую очередь заявили женщины и люди с низким уровнем образования и доходов. А вот мужчины Северо-Западного федерального округа оказались в целом удовлетворены своим материальным положением и отметили лишь несущественное увеличение трат на повседневные нужды.

Ничего не изменилось за последний год в потребительских оценках населения Приволжского и Уральского округов. Там большинство опрошенных призналось, что ежедневно тратит столько же, сколько и в прошлом году, и ни копейкой больше. А 4% россиян вообще удалось в той или иной степени снизить свои привычные расходы. Но все же подавляющее большинство респондентов по всей стране с каждым годом тратят все больше и больше. Об этом заявили 75% жителей мегаполисов, 76% селян и 80% населения малых городов. У этого явления, как полагают специалисты, две основные причины: с одной стороны, растут потребности, с другой – виноват бич российской экономики – инфляция.

В ситуации, когда увеличение зарплаты не может угнаться за ростом цен, чтобы удержаться в рамках семейного бюджета, многие уже задумываются о способах экономии. Результаты масштабного исследования компании AC Nielsen говорят о том, что если наступит «черный день», россияне в первую очередь откажутся от развлечений вне дома (55%), покупки новой одежды (45%) и техники (44%). Более трети наших «продвинутых» соотечественников (36%) поищут наиболее выгодные варианты при оформлении страховок и кредитов. 34% опрошенных для стабилизации своего финансового положения готовы пожертвовать отпуском.

Но экономить на своих вредных привычках наши сограждане, в отличие от европейцев, не готовы ни при каких обстоятельствах: только 9% респондентов согласны сократить затраты на курение. Зато, если финансы прижмут к стене, выбирать более дешевые марки алкогольной продукции мы будем наравне с японцами и англичанами – 17% опрошенных. Только 18% россиян готовы переключиться на более дешевые виды продовольствия, тогда как в Европе в случае семейного финансового кризиса эта мера находит поддержку у большинства населения. В целом же система наших потребительских ценностей во многом совпадает с той, которая существует в развитых странах. Выходит, мы все-таки движемся вперед.

"