Posted 27 марта 2018,, 08:09

Published 27 марта 2018,, 08:09

Modified 7 марта, 17:02

Updated 7 марта, 17:02

В подбросе оружия на ТоАЗ обнаружилась «Система»

В подбросе оружия на ТоАЗ обнаружилась «Система»

27 марта 2018, 08:09
Арестованные при подготовке имитации терактов на ТоАЗе назвали следствию заказчиков.

Неожиданное развитие приобретает уголовное дело, связанное с деятельностью группы граждан, скупавших в Самарской области оружие и взрывчатку, а затем складировавших весь этот арсенал на территории предприятия – одного из крупнейших производителей удобрений компании «Тольяттиазот». На минувшей неделе суд продлил срок содержания обвиняемых под стражей. Между тем, как сообщает ряд источников, в показаниях арестованных появились имена двух российских олигархов – владельцев крупных ФПГ.

Напомним, что в середине января нынешнего года сотрудниками ФСБ задержали самопровозглашенного бывшего руководителя охраны Бориса Березовского Сергея Соколова, руководителя информационного центра «Аналитика и бизнес» Руслана Мильченко, экс-главу службы безопасности ОАО «Тольяттиазот» (ТоАЗ) Олега Антошина и его бывшего заместителя Алексея Алексеева. Следствие обвиняет всех четверых в незаконном приобретении, хранении и сбыте огнестрельного оружия и взрывчатых веществ.

Все задержанные участвовали в создании видимости готовящихся терактов, размещая на восьми съемных квартирах взрывчатку, оружие, фотографии объектов потенциальных терактов. При этом арендатором квартир указывалась компания «МСА Строй», аффилированная с «Тольяттиазотом». В документах, найденных в этих квартирах, указывалось, что адвокатскую поддержку потенциальные получатели оружия могут найти по адресу «МСА Строй», офис которой расположен на территории химического предприятия.

Поскольку по ходатайству чекистов судебные заседания проходят в закрытом режиме из-за наличия в деле секретных материалов, журналисты добывают подробности о ходе следствия буквально по крупицам. Изначально СМИ распространили версию, согласно которой криминальны инцидент мог стать следствием конфликта между совладельцем «МСА Строй» Магомедом Шишхановым и местной ОПГ «Законовская». Однако большинство экспертов сразу же связали нынешний инцидент с подбросом оружия с продолжением застарелого конфликта между акционерами «ТоАЗа» за контроль над предприятием.

Предприятие контролирует семья Владимира Махлая, но летом 2008 года в бизнес «Тольяттиазота» вошел «Уралхим» Дмитрия Мазепина. Мазепин приобрел 10% акций ТоАза, и вскоре после этого и начался акционерный конфликт, длящийся в судах по сей день. Естественно, что большинство экспертов, следящих за конфликтом вокруг «ТоАЗа» уверено, что арестованные действовали против семьи Махлаев, в интересах их конкурентов. Дискредитация Магомеда Шишханова (через подброс оружия и экстремистской литературы), тесно связанного с руководством и собственниками ТоАза, дискредитировала и семью Махлаев.

Косвенным, но в то же время весьма весомым свидетельством в пользу этой версии является личность главного фигуранта – Сергея Соколова. Для «подставы» тольяттинского предпринимателя в интересах местной ОПГ вряд ли потребовалось бы привлечение столь одиозного столичного гастролера как Соколов. Кроме того, в прошлом году г-н Соколов уже проявил себя активным участником конфликта со стороны Дмитрия Мазепина и исполнителем кампании по дискредитации Махлаев. В частности, в эфире программы «Человек и закон», Соколов на всю страну утверждал, что Владимир Махлай связан с запрещенными в России экстремистскими группировками.

Сергея Соколова часто называют «бывшим главой службы безопасности Березовского», и сам он всегда поддерживал эту легенду. Однако Андрей Луговой (экс-глава службы безопасности связанного с Березовским «Общественного российского телевидения») утверждает, что Соколов никогда не был ни начальником службы безопасности Бориса Березовского, ни его охранником. «Он был директором и владельцем компании «Атолл», которая оказывала определенные услуги Березовскому. Ряд охранных услуг, но в большей степени услуги по незаконному съему информации», — утверждает Луговой.

Действительно, «Атолл-1» в интересах Березовского в 90-е годы осуществлял прослушку телефонных и офисных переговоров представителей российских политических элит. В 2000-е Соколов, являясь, вместе с Мильченко, фактическим руководителем Информационного центра «Аналитика и безопасность», занимался PR-деятельностью и пропагандой.

На минувшей неделе суд продлил арест обвиняемым. Вскоре после судебного заседания по продлению им меры пресечения в СМИ просочилась информация о том, Олег Антошин и другие подозреваемые признались, что действовали в интересах и по указанию Дмитрия Мазепина и главы АФК «Системы» Владимира Евтушенкова, заинтересованных в установлении контроля над «Тольяттиазотом». Преступление было совершено с целью компрометации действующего менеджмента предприятия и создания условий для возбуждения связанных с предприятием «резонансных» уголовных дел.

Согласно показаниям, на эти цели Мазепин и Евтушенков в общей сложности выделили 30 млн рублей, значительную часть которых Антошин передал ряду бывших и действовавших высокопоставленных сотрудников ГУ МВД России по Самарской области и его структурных подразделений.

К слову, о причастности к расследуемому преступлению сотрудников правоохранительных органов Самарской области, близкие к следствию источники заговорили сразу после задержания исполнителей. Возможно, именно это обстоятельство переключило внимание журналистов с международного акционерного конфликта за контроль над «ТоАЗом», на локальное противостояние между акционером строительной компании «МСА Строй» и ОПГ «Законовская» (в последнюю помимо обычных уголовников как раз и входили несколько бывших и действующих сотрудников полиции).

Имя Дмитрия Мазепина как возможного заказчика этой истории не вызывает вопросов. Он считается главным оппонентов владельцев «Тольяттиазота», давно и методично ведет против них корпоративную войну. В частности, в Высоком суде Ирландии в настоящее время идет судебный процесс по иску акционеров «Тольяттиазота» к Дмитрию Мазепину. Истцы обвиняют его в блокировании работы компании и причинении ущерба в размере $2 млрд. Представители г-на Мазепина пытались добиться прекращения «ирландского дела», но в прошлом году суд отклонил их ходатайство и постановил, что дело будет рассмотрено в рамках полного судебного заседания с изучением всех доказательств и позиций сторон. История с неудачным подбрасыванием оружия и боеприпасов на предприятии случилась вскоре после того, как адвокатам олигарха не удалось прекратить судебный процесс.

К тому же сегодня АО «Уралхим» г-на Мазепина испытывает серьезные финансовые трудности. Долги холдинга, в том числе и за приобретенные в кредит акции предприятия «Уралкалий», оцениваются примерно в 253 млрд рублей. Эта сумма почти в 5 раз превосходит объем прибыли до вычета расходов (EBITDA). От дефолтов по неоднократно просроченным и реструктурированным коммерческим кредитам «Уралхим» спасают расточительность и какая-то нерыночная благосклонность со стороны госбанков. Эти кредитные организации с государственным участием являются крупнейшими кредиторами химического холдинга. Таким образом, компания Дмитрия Мазепина избегает банкротства за счет акционеров банков-кредиторов, то есть, за счет российского государства. Тот же Сбербанк при значительно меньших суммах и меньших нарушений своих кредитных обязательств заемщиками, обычно возбуждает против них уголовные дела, изымает и перепродает залоговое имущество.

В то же время упоминание в уголовном деле Владимира Евтушенкова – это настоящая сенсация. В 2011 году Евтушенков, правда, назывался СМИ организатором попытки рейдерского захвата химического предприятия. Однако даже если и так, та попытка успехом не увенчалась. С той поры «Система» Евтушенкова не была активным игроком (по крайней мере, видимым) в борьбе за «ТоАЗ». В конце 2013 года г-н Евтушенков назывался одним из претендентов на покупку пакета акций компании «Уралкалий», выставленный тогда на продажу Сулейманом. Кроме того Евтушенков находится в хороших личных отношениях с главой главного кредитора «Уралхима» – президентом Сбербанка Германом Грефом. Истощенному чрезмерными кредитными обязательствами и многолетней корпоративной войной г-ну Мазепину такой союзник точно не будет лишним.

Возможно, после недавнего прекращения жесткого конфликта «Системы» с «Роснефтью» г-н Евтушенков действительно заключил союз с Дмитрием Мазепиным и решил перенаправить высвободившиеся «боевые» ресурсы на борьбу за «Тольяттиазот». Если этот действительно так, то можно с уверенностью констатировать: для создания этого альянса г-н Евтушенков выбрал самый неподходящий момент.

От редакции

Уже после публикации материала "НИ" получили Официальное заявление компании «УРАЛХИМ», в котором категорически отрицается тезис о том, что компания «УРАЛХИМ» и ее руководство якобы имеют отношение к «имитации подготовки терактов» на ОАО «Тольяттиазот».

Распространение заведомо ложных (по мнение "Уралхима" - ред) сведений о якобы имевшей место «имитации терактов на ПАО «Тольяттиазот», очевидно, имеет своей целью отвлечение внимания от судебного процесса в Комсомольском районном суде г. Тольятти, в рамках которого мажоритарные акционеры «Тольяттиазота» являются подсудимыми по уголовному делу, возбужденному по ч. 4 ст. 159 УК РФ, то есть за совершение мошенничества в составе организованной группы в особо крупном размере.

Указанное уголовное дело правоохранительные органы возбудили в 2012 году по заявлению «УРАЛХИМа». В конце 2017 года расследование уголовного дела было завершено, Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила материалы в суд. По мнению «УРАЛХИМа», справедливое судебное разбирательство по этому делу дает надежду, что похищенные денежные средства в сумме 89 млрд рублей будут возвращены потерпевшим и «Тольяттиазоту».

Кроме того, компания считает ложными утверждения о плачевном финансовом положении компании «УРАЛХИМ» и ее проблемах с кредиторами. В действительности «УРАЛХИМ» поддерживает конструктивные взаимоотношения с банками-кредиторами, в срок и в полном объеме исполняет все взятые на себя кредитные обязательства. В 2017 году чистая прибыль компании «УРАЛХИМ» составила 16,2 млрд рублей, показатель EBITDA превысил 25,5 млрд рублей. «УРАЛХИМ» соблюдает также свои обязательства перед государством и обществом. В 2017 году в российский бюджет было уплачено свыше 3,6 млрд руб. налогов, на благотворительные проекты направлено свыше 550 млн рублей, пишет в редакцию представитель Департамент по связям с общественностью АО «ОХК «УРАЛХИМ» Алексей Исмаилов.

"