Posted 27 марта 2017, 12:05

Published 27 марта 2017, 12:05

Modified 8 марта 2024, 01:58

Updated 8 марта 2024, 01:58

Расследование "НИ": как украсть большие деньги в маленьком городке

27 марта 2017, 12:05
Президент Путин поручил Генпрокуратуре и Счётной палате до 1 апреля провести проверку того, как потрачены бюджетные миллиарды на создание т.н. "туристко-рекреационных кластеров". "НИ" и до "дня икс" выяснили: контролеров ждут большие сюрпризы! Подробности - в репортаже из старинного городка Елец.

Игорь Травин, Елец - специально для "НИ"

Знаменский женский монастырь — туристическая жемчужина Ельца и Липецкой области. К Каменной горе, на макушке которой он стоит, подъезжают десятки пассажирских автобусов. Туристов привлекает известный ещё с XVII века святой источник у стен монастыря.
Бежит, журчит по камням святая вода. Протяните ладони и пейте. Или наберите с собой. Туристы подставляют под бьющие из креста струи святой воды разные посудины. Боязливо морщась, раздеваются на крещенском морозе и окунаются тут же, в купели: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Кто-то замечает невзрачную табличку: «Купаться и набирать воду в источнике запрещено». Стоящая рядом монашка машет рукой: «Не бойтесь, православные, Господь защитит…»


Но вода в источнике - заразная! Наверху в монастыре нет канализации, все отходы от выгребных ям попадают через почву в источник.

— Заболевание гепатитом «А» в 2016 г. выросло в 12 раз по сравнению с 2015 г., — говорит заместитель начальника территориального отдела Роспотребнадзора по Липецкой области Андрей Токарев. — Многие заболевшие указывали, что пили именно эту «святую» воду…

Стоп! Но ведь ещё в 2013 году на первоначальные работы по созданию канализационного коллектора в женском монастыре было выделено 16 миллионов 545 тысяч рублей за счёт федеральной программы «елецкого туристического кластера». Неужели ничего с тех пор не сделано?

Звоню настоятельнице монастыря, игумении Антонии (Поликаровой). Моему вопросу матушка удивилась:
— Мы ничего об этом не знаем…

Справка «НИ». В 2011 г. правительство РФ утвердила Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)». Из средств федерального бюджета выделялись 26,7 млрд. и 11,6 млрд. рублей из региональных бюджетов. В регионах России под это финансировании были созданы первые 15 туристических кластеров, которые должны стать «точками развития регионов и межрегиональных связей». Один из них — «ТРК Елец».

Может быть, мы так и ничего не узнали, как расходовались эти десятки миллиардов рублей, если бы тревогу не забила руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко на встрече 22 ноября прошлого года с президентом РФ Владимиром Путиным. В качестве одного из примеров всплыл г. Елец:
— В Ельце освоили миллиард бюджетных средств. Но что они на эти деньги сделали? Проложили 6 км. водопровода на 14 улицах, ещё 2,5 км. канализации на 7 улицах. Поменяли насосы на насосных станциях.
То есть, результатов ноль, а бюджетных денег хватило лишь на трубы. Да и те обошлись в несколько раз дороже разумного.

Какая же реакция городских и областных властей последовала на заявление Анастасии Муталенко?


Липецкие чиновники, включая первого заместителя начальника управления культуры и туризма Липецкой области Владимира Кравченко (эта структура выступает от имени администрации куратором «елецкого туристического кластера»), настаивают на том, что активисты ОНФ предоставили президенту старые, не соответствующие действительности сведения

Власти Ельца задействовали в свою защиту местное ТВ и газету администрации — «Красное знамя». Корреспондент газеты Ольга Ельникова с места в карьер назвала руководителя проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Анастасия Муталенко «молодой женщиной»: ну, типа, что с неё взять?

На защиту елецких и липецких властей встала Елена Родионова, сопредседатель липецкого регионального отделения Общероссийского народного фронта. В норковой шубе Елена Родионова под прицелом телекамер прошлась по канализационным траншеям: «Я считаю, что программа в части федерального финансирования была администрацией выполнена. И целевые показатели программы достигнуты».
В унисон активистке ОНФ выступили заместитель администрации Липецкой области Юрий Таран и глава городского округа Елец Сергей Панов.

Как саркастически заметила корреспондент «Красного знамени» Ольга Ельникова: «Сенсации у Анастасии Муталенко не получилось».
Если, конечно, не считать сенсацией тот факт, что миллиард рублей точно корова языком слизнула. Куда же они делись?

В елецком туристическом кластере , если быть точным, «освоен» 1 миллиард 69 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. Эти средства должны пойти на объекты «обеспечивающей инфраструктуры»: строительство канализации, водоснабжения, водозабора. Вся эта сумма распределялась через систему госзакупок в рамках тендеров.

Победителем конкурса по устройству канализации в Ельце стал... Фонд научного краеведения Липецкой области.
Звоню начальнику Фонда г-ну Козмирчуку.
— Игорь Анатольевич! Ваша организация участвовала в тендере на строительство канализационного коллектора для Елецкого Знаменского женского монастыря?
Мой собеседник на том конце трубки задумался:
— Где это? В какой области? Да, это было три-четыре года назад…

Немудрено и забыть. Ведь Фонд научного краеведения принимает участие в самых экзотических тендерных закупках -например, «оказание услуг по организации и проведению лыжного похода, посвящённого годовщине вывода советских войск из Афганистана» и т.д.

Но выяснялись ещё более удивительные вещи: сам тендер был не по строительству канализационного коллектора, а по «созданию комплекса обеспечивающей инфраструктуры. Раскопки».
Что же было «раскопано» на 16 миллионов рублей, 545 тысяч, 046 руб.? Вот основные виды работ: «архивно-библиографические изыскания; полевые работы (раскопки на площади 3337,8 м2; камеральная обработка полученных материалов».
На этом все работы по «канализационному коллектору» были прекращены. Так происходит и по всем остальным тендерам: выполнят (если выполнят) какую-то начальную часть, освоят немалые деньги, а потом работу сворачивают, и всё зарастает бурьяном.

Или вот такой «вкусный" тендер- «Выполнение комплекса организационно-технических работ по объекту: «Создание туристско-рекреационного кластера Елец (Разработка документации)». Сколько же стоит «разработка документации?». 34 миллиона 945 тысяч рублей. Ну и так далее…

Куда ещё растворялись сотни миллионов казённых денег в чёрных дырах тендеров?
— Вот смотрите, — депутат Липецкого областного Совета народных депутатов Павел Евграфов чертит на бумаге схему. — Здесь, в двухстах метрах от городского кладбища, захоронены ещё 350 миллионов рублей.
Городские власти на этом месте, рядом с городским кладбищем, провели с 2012 г. целый комплекс коммуникационных работ по освоению нескольких земельных участков. 350 миллионов рублей зарыты в землю и заросли бурьяном.

Всеми тендерами на «елецкий туристический кластер» заправляет ОКУ (областное казённое учреждение) Управления капитального строительства Липецкой области, оно же именуется «заказчиком/исполнителем» и определяет победителей тендерных аукционов.

Да, в Ельце сделаны какие-то работы по улучшению инфраструктуры. Проведены мероприятия по благоустройству ряда улиц. Появились тротуары там, где их не было практически никогда. Кое-где проведены коммуникации. Но всё это входит и без того в обязанность муниципалитета.
Здесь же стояла другая задача: создать «обеспечивающую инфраструктуру» под инвестиционные проекты для привлечения и обслуживания туристических потоков России. Но значительная часть федеральных средств была, как мы видим, спущена в канализацию, закопана возле кладбища или ушла на «неведомые раскопки».
А сами власти сейчас ждут, как у местной речки Сосны погоды, на «укрепление берегов» которой тоже ушли миллионы государственных рублей, неведомых им инвесторов. Предприниматели тут, у кладбища, в нескольких километрах от города, в чистом поле обязательно построят ночной клуб, баню, боулинг, конно-спортивную базу, гостиницу…
Но с инвесторами в славном городе Ельце беда: не горят желанием инвестировать в «елецкий туристический кластер» не только пришлые, но и местные предприниматели.

Поэтому перед чиновниками возникла проблема, как перед вороватым завмагом: «Где найти в депрессивном маленьком городе Ельце 3 миллиарда частных денег, чтобы ещё и скрыть бюджетную растрату?»

В Федеральной программе расписано, как формируется весь бюджет туристического кластера. Средства федерального бюджета в нём составляют 29%; средства бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований — 7%; внебюджетные средства — 64%.
Как расходовались «29 процентов бюджетных средств» мы показали.
Другие 64 % — а это 3 миллиарда 339 миллионов рублей — чиновники должны самостоятельно привлечь в период с 2012 до 2017 гг. на строительство гостиниц, мини-отелей, базы отдыха, туристические центры, на кинотеатры и т.д.

Как же тогда отчитывались перед общественностью и начальством (Ростуризмом) городские и областные власти по привлечение «внебюджетных средств»?
Очень просто. В г. Ельце, как грибы из-под дождя, вдруг полезли свои, «самостийные» инвесторы.
Как сообщила ГТРК «Липецк», «в городе открылась новая гостиница. Для паломников. Помогла федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации».
Очень хорошая новость. Её продолжает начальник отдела по развитию особых экономических зон администрации г. Ельца Наталья Чуканова: «Соглашение на строительство гостиницы с объёмом инвестиций в 60 миллионов рублей было заключено в 2015 году».

Ну-ка, ну-ка, что это за «монастырская гостиница для паломников» за 60 миллионов рублей на семь номеров с общей кухней и общим душем?
…Поднимаюсь на Каменную гору, на которой расположен Елецкий Знаменский женский монастырь.
Игуменья монастыря, матушка Антония, на мои вопросы, кто строил гостиницу и во сколько она обошлась, отвечать отказалась: «Вы задаёте странные вопросы…»
Местные жители оказались словоохотливее: «Как, 60 миллионов?! Да за такие деньги можно построить 20 таких домов!».

Как выяснилось, "инвестором" монастырской гостиницы выступило КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) Поликаровой. Любовь Захаровна Поликарова — мирское имя той самой Антонии, игуменьи Елецкого Знаменского женского монастыря.
Основным видом деятельности КФХ Поликаровой является «выращивание овощей, бахчевых, корнеплодных и клубнеплодных культур, грибов и трюфелей». Насколько серьёзны объёмы КФХ Поликаровой, чтобы инвестировать 60 млн. рублей в гостиницу?

— У нас чуть более десяти коровок, — говорит монахиня, матушка Евгения, — это молоко, творог для монастырской трапезной. Кушаем и мёд с нашей пасеки, торгуем им в монастырской лавке, есть и небольшая перепелиная ферма.
По сути, КФХ Поликаровой — натуральное хозяйство, никакой прибыли здесь нет.

Так зачем КФХ выступило в качестве шестидесятимиллионного «инвестора» гостиницы для паломников, если сам монастырь является «некоммерческой организацией» и имеет право строить гостиницу именно для паломников?
Ответ здесь простой. Через КФХ проще накрутить липовые «инвестиции», в данном случае — 60 миллионов рублей.
Для накрутки нужных сумм «внебюджетных инвестиций» и были использованы организации типа КФХ Поликаровой и др., которые включили в Федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма Российской Федерации.

Но в федеральной программе есть две статьи привлечения внебюджетных средств. Первая гласит, что «частные инвестиции будут направлены на «реконструкцию туристско-рекреационных объектов». Какая же здесь и в других местах «елецкого туристического кластера» была «реконструкция»?
Гостиница для паломников стоит прямо на макушке Каменной горы, рядом с монастырём.
— А что здесь раньше было на её месте? — спрашиваю у бабушки, очищающей у своего порога снег.
— Дом стоял, развалюха, его снесли.
Как же так? В перечне объектов ТРК «Елец», чёрным по белому написано: «Реконструкция жилых домов под жилые дома с культурно-паломническим центром».
Выходит, «реконструкции» не было, и её лишь нарисовали, чтобы подвести под нужный пункт федеральной программы.

После первого опыта с домишком для паломников в Ельце с каждым предпринимателем, если он затевал мало-мальский ремонт или какое-то строительство (чуть ли не ремонт туалета), Управление культуры и туризма Липецкой области (оно является куратором «елецкого кластера) заключало «инвестиционное соглашение» о «реконструкции».


Текст - стандартный: «Инвестор» обязуется «осуществить вложение инвестиций в реконструкцию объекта».
Управление культуры и туризма оказывает содействие, например, «в предоставлении предварительных технических условий подключения объектов строительства, создаваемых в ходе реализации Проекта, к сетям инженерно-технического обеспечения» и т.д.


Такие соглашения с Управлением культуры и туризма Липецкой области были подписано ещё с десятком «елецких инвесторов». На общую сумму «реконструкции» объектов в 767 миллионов рублей!

Как это происходит? Берутся действующие рестораны, кафе. Там затевается ремонт. Сам ремонт переводится в категорию «реконструкция помещения» под ресторан, кафе, пончиковую. И выставлялись солидные «инвестиции» — от 10 до 122 миллионов рублей.
Наиболее показательная здесь «реконструкция гостиницы «Интурист-Елец». Сам ремонт должен закончится ещё в 2011 г. Но тут подоспел «елецкий кластер», и ремонт вспыхнул с новой силой. Сумма «реконструкции» гостиницы достигла невероятного размера — 442 миллиона рублей!
Открываем сайт гостиницы, вот интересный прайс: «Эконом. Одноместный (до ремонта). Цена: 750 руб./сут.»


Звоню в службу бронирования: «А что это такое -номер до ремонта?». Девушка разъясняет: «Паркет, обои прошлого века. В душевой — поддоны, лейка, шторы целлофановые…»

Выяснилось, что ремонт номеров сделан лишь на пяти этажах, остались ещё 4 этажа с «прошлого века». Между тем, эти 442 миллиона рублей липовых инвестиций в «реконструкцию» уже включены в объёмы «привлечённых внебюджетных инвестиций». Сама же гостиница «Интурист-Елец» позиционируется после «реконструкции» как трехзвёздочный отель.

Хотя по плану отцами города должна быть построена отдельная гостиница - «Интурист-Елец». Но власти подремонтировали старенькую гостиницу «Елец», построенную ещё в 1988 г. Так поступают и с другими объектами города — чуть подремонтируют и беззастенчиво включают в «елецкий туристический кластер».

Другой «лягушкой» для надувания «внебюджетных инвестиций» стала статья в федеральной программе развития туризма — «строительство туристско-рекреационных объектов».
Методика такая же, как и при «реконструкции». Если в городе начинает строиться магазин бренда известных торговых сетей, заводские гостиницы, автосервисы — они тут же включаются скопом в федеральную программу развития туризма. Например, в «туристско-рекреационные» объекты вписали «автосервис с комнатой отдыха».

Или «строительство объекта соцкультбыта с Пиццерией» (на фото). Что это за объект «соцкультбыта»?
Информация с сайта 000 «Рецитал», которые его строили: «4-х этажный жилой дом со встроенным магазином и офисными помещениями в г. Ельце по ул. Коммунаров, 41». А куда делась «пиццерия»? Пиццерия превратилась в магазин «Магнит». А цена «внебюджетных инвестиций» — 40 миллионов добавилась в статью «строительство туристско-рекреационных объектов».

Поэтому любые построенные в Ельце предпринимателями объекты тут же причисляют к «елецкому туристическому кластеру». Пример их отчётности на местном официальном сайте: «В числе новых туристических объектов, возводимых с использованием внебюджетных средств (28 проектов — 28 объектов), в исторической части Ельца — торговый комплекс напротив стадиона «Труд».
Что же это за «новый туристический объект» — торговый комплекс? А это обыкновенный магазин «Пятёрочка».

Его построил предприниматель Рябцев Александр Александрович. Более того, городские власти долгое время отказывались дать ему разрешения на подключение коммуникаций. А потом упрашивали, чтобы он включил свой магазин в «туристический кластер «Елец». Такое искусственное включение «Пятёрочки» в «елецкий туристический кластер» называется «использование внебюджетных средств».


В постановлении правительства РФ за подписью Дмитрия Медведева от 11 июля 2016 г. о внесении изменений в федеральную программу развития туризма, сказано, что в Ельце «увеличен «туристский поток на 135 тысяч туристов в год».

Много это или мало? В 2009 г. в Ельце побывало более 30 тысяч туристов. По планам руководства города, к 2015 г. турпоток в Елец должен был составлять 370 тыс. 800 человек в год. Под этот грандиозный поток и было запланировано соответствующее финансирование туристско-рекреационной зоны. Но не будем придираться: ведь турпоток и так вырос в 4 раза!
Но вот сообщения ГТРК «Липецк»: «По результатам мониторинга 2016 г. Елец посетили около 40 тысяч туристов. Пятая часть из них — паломники».
Откуда же в постановлении правительства РФ взялась эта цифра в 135 тысяч туристов?

В Ельце придумали, как «надувать» и туристов. Берут количество людей, переночевавших во всех гостиницах города за год, складывают с количеством людей на всех массовых мероприятиях и получают желанную цифру. Ещё можно приплюсовать к туристам всех командировочных. Посчитать все посещения музеев, выставок, театра. При этом имеет место двойной и тройной счёт. То есть, если человек приехал в город, переночевал и сходил в музей и театр, то его посчитали три раза.

— В городе за эти «туристические годы» ничего, по сути, не построено и не создано, — говорит депутат Липецкого областного совета Павел Евграфов. — Город оживили, если можно так сказать, новые здания полиции, ФСБ и прокуратуры. При этом продолжают разрушаться уникальные исторические здания – памятники федерального значения (на фото: бывшая уездная земская управа, решавшая важнейшие вопросы жизни города до 1917 года).

Павел Леонидович поведал о недавнем своём разговоре с глазу на глаз с губернатором Липецкой области О.П. Королёвым, в ходе которого привёл ряд фактов городской коррупции и расхищений. На что, по словам Евграфова, губернатор с удивлением ответил: «А что, в Ельце ещё есть что воровать?».
Кстати, те предприятия и организации с липовыми «внебюджетными инвестициями» на миллиарды рублей подпадают под значительные налоговые льготы: налога на прибыль, на имущество, на аренду земли и т.д.

…В «туристическом» Ельце — один разбитый, раздолбанный автомобильный мост (на фото) на стотысячный город, который круглый год чинят и латают. В ноябре через дырку в тротуаре провалился 36-летний мужчина. Его тело спустя несколько минут достали из реки Быстрая Сосна. Этот трагический случай — приговор как «елецкому туристическому кластеру», так и всей порочной системе «туристических кластеров» России.
Между тем, зам. руководителя Ростуризма Николай Ковалёв бодро сообщает, что его ведомство предложило добавить средств на развитие туркластера «Елец» ещё на 106 млн. рублей. Всего же до 2019 г. он получит 3,8 млрд. рублей из федерального и областного бюджетов.

Комментарии уже излишни...

Подпишитесь