Posted 26 марта 2007,, 20:00

Published 26 марта 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

Деньги мимо трассы

26 марта 2007, 20:00
В минувшую пятницу аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что целевая программа, направленная на модернизацию и строительство автодорог в России, в некоторых субъектах Федерации не выполняется. Эксперты видят основную причину в банальной нехватке средств. В то же время министр экономического развития и торговли Герма

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, выделенных на финансирование дорожного хозяйства в Ленинградской и Тюменской областях и Республике Татарстан». По итогам проверки аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницин пришел к выводу, что основные мероприятия подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной Целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» не выполнены.

В материалах, представленных на коллегию, отмечается, что прирост территориальных автодорог не исполнен на 39,1 тыс. км, или на 6,8% от показателя, определенного подпрограммой. Проверка также показала, что субсидии, направленные субъектам из средств федерального бюджета, выделялись без четких критериев и при отсутствии единой методологической основы их формирования.

Также Счетная палата установила множество нарушений со стороны субъектов России в период выполнения «автодорожной» программы. Так, например, в Ленинградской области средства федерального бюджета в размере 50,5 млн. рублей пошли на финансирование объектов, не имеющих даже утвержденной проектно-сметной документации. В Тюменской области принимались в эксплуатацию незавершенные объекты. Кроме того, территориальные органы управления автомобильными дорогами заключали госконтракты без проведения соответствующих конкурсных процедур и разрешения территориальных органов Минэкономразвития РФ.

Проверка показала, что в 2002–2005 годах из бюджетов субъектов Федерации осуществлялось финансирование федеральных автомобильных дорог и сооружений на них, что является нарушением ст. 65 Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, органы власти Тюменской области и Республики Татарстан самостоятельно решали вопросы, относящиеся к компетенции Росавтодора. В строительство федеральных дорог были вложены средства на общую сумму около 2,4 млрд. рублей, в результате объемы строительства и реконструкции территориальных дорог были освоены только на 50,7 % от запланированного.

На коллегии также отметили, что с 2002-го по 2005 год объемы незавершенного строительства в Республике Татарстан, Тюменской и Ленинградской областях возросли в несколько раз. Кроме того, во всех проверяемых субъектах наблюдается ежегодный прирост потребности в проведении капитального ремонта и восстановления дорожного покрытия. Коллегия приняла решение направить представления в Росавтодор и Минтранс.

В пресс-службе Росавтодора сообщили «НИ», что для реализации важнейших проектов развития федеральной дорожной сети ощущается острая нехватка финансовых ресурсов. Если уж на федеральные дороги не хватает денег, то что говорить о строительстве территориальных трасс. Поэтому субъектам Федерации приходится принимать в эксплуатацию незавершенные объекты.

Кстати, глава МЭРТ Герман Греф не теряет оптимизма. Всего за день до выхода отчета о неутешительных результатах проверки Счетной палаты он заявил, что «программы по строительству дорог, которые мы раньше планировали выполнить за три года, мы выполним за два года». Г-н Греф даже объяснил, каким образом. Благодаря трехлетнему бюджету все госзаказчики теперь смогут заключать договоры на капстроительство не на один, а на три года, что позволит государству оптимизировать расходы. «Подрядчики будут заинтересованы строить быстрее, так как риски удорожания строительства будут нести именно они», – пояснил министр. Судя по его словам, дороги у нас плохие только потому, что подрядчики строят слишком медленно. А трехлетний бюджет непременно исправит эту ситуацию.

"