Posted 26 февраля 2013,, 20:00

Published 26 февраля 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:10

Updated 8 марта, 05:10

На пороге кризиса?

26 февраля 2013, 20:00
Падение темпов роста отечественной экономики по итогам первых двух месяцев 2013 года оказалось хуже прогнозов и стало неприятной новостью для чиновников Минэкономразвтия. С таким признанием выступил замминистра Андрей Клепач. По его словам, инструментов для того, чтобы влиять на ситуацию, у правительства практически не

По данным г-на Клепача, ВВП России в январе снизился на 0,3% по сравнению с декабрем прошлого года, оборот розничной торговли упал на 1,5%, промышленное производство – также на 1,5%. Просели добывающая и обрабатывающая отрасли. «Мы ожидали замедления роста, но это хуже оценки, чем мы ожидали, – констатировал замминистра. – Риски торможения роста даже сильнее, чем мы предупреждали раньше». По мнению чиновников экономического ведомства, россиянам следует готовиться в лучшем случае к длительному застою. «Проблема роста обостряется и с точки зрения достаточно слабого внутреннего спроса, и с точки зрения структуры производства ВВП, потому что промышленность находится тоже в минусе», – заявил Андрей Клепач.

Удивляться происходящему не приходится, учитывая, что в 2012 году рост российской экономики замедлился до 3,4% с 4,3% в 2011 году. Правительство, правда, рассчитывает на небольшое оживление и рост на 3,6% в году текущем. Однако, судя по итогам первых двух месяцев, надежды на это невелики. Так, наиболее существенное снижение в январе произошло в добыче полезных ископаемых – минус 2,3% к декабрю. Промпроизводство сильнее всего просело в машиностроении, металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, химии.

Рецептов того, как изменить ситуацию к лучшему, в правительстве, похоже, нет. «Быстрого эффекта не даст ни одна из возможных мер, – признался Андрей Клепач. – Возможности оперативного вмешательства крайне ограниченны. Бюджет принят, денежно-кредитная политика сформирована. Хотя Центробанк заявил, что не исключает снижения процентных ставок в перспективе и возможности противодействовать тенденции к торможению роста в таком случае будут, но они все будут действовать с существенным лагом».

Судя по итогам, озвученным МЭР, нельзя исключать, что в Россию пришел кризис, полагают аналитики. «Предприятия уже стали сокращать рабочие места, промышленность замедляется, – говорит экономист Валерий Миронов. – Если «вторая волна» наступит, о чем уверенно можно будет сказать уже в течение ближайших двух месяцев, то сильнее всего она ударит по обрабатывающей промышленности, автомобилестроению, производству бытовой техники, поскольку замедлится рост зарплат и люди начнут экономить. Затормозится строительство, упадет рынок стройматериалов». В то же время в сырьевых отраслях падение будет не столь сильным благодаря высоким ценам на углероды.

Эксперты отмечают, что постепенно начинает ослабевать основной двигатель экономического роста в стране – внутренний спрос. Объясняется это, в частности, ростом инфляции, которая складывается из удорожания продовольствия и повышения тарифов на услуги ЖКХ. Кроме того, растет напряженность на рынке труда. «Помимо внутренних факторов в виде снижения уровня потребления причина наблюдающихся негативных тенденций заключается в том, что Россия является развивающейся экономикой и прочно интегрирована в мировую экономическую систему, – сказала «НИ» аналитик FIBO Group Елена Кашина. – Спад в глобальных экономиках, выражающийся в том числе и в снижении спроса на товары и услуги, не мог не отразиться и на отечественных показателях. Предугадать это было возможно, естественно, но политикам это было совершенно невыгодно: власть у нас постоянно рапортует о более стабильном, чем в Европе и США, положении в экономике, а подобная статистика портит всю картину».

Одной из главных проблем отечественной экономики эксперты называют сильную зависимость от мировой конъюнктуры и цен на энергоносители. Давление на экономические показатели оказывают и проблемы в сельском хозяйстве, в частности, неурожай. В январе также был зафиксирован значительный рост инфляции – 7,3%, если считать с января прошлого года. «Кроме того, политика Минфина предполагает большую экономию и перевод всех сверхдоходов в резервные фонды, в то время как необходимы инвестиции в развитие экономики: инфраструктуру, инновации», – сказала «НИ» экономист Дарья Пичугина.

"