Posted 26 февраля 2008,, 21:00

Published 26 февраля 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:18

Updated 8 марта, 08:18

Надежда на погоду

Надежда на погоду

26 февраля 2008, 21:00
Вслед за нефтяным рекордом американские биржи установили еще один – зерновой. Во вторник цены на пшеницу в Чикаго подскочили до максимальной за последние пять лет величины и впервые преодолели отметку 12 долларов за бушель. Эксперты расходятся во мнениях, куда дальше двинется отечественный зерновой рынок, потому что ок

На электронных торгах в США майские фьючерсы на пшеницу выросли в цене сразу на 8% и достигли 12,145 доллара за бушель (446,2 доллара за тонну). Этот скачок стал самым высоким с октября 2002 года. Темных красок в сложившуюся картину добавил прогноз министерства сельского хозяйства США, которое предсказало сокращение мировых запасов пшеницы до 109,7 млн. тонн, то есть до 30-летнего минимума. В самих Штатах эти запасы к концу мая должны сократиться до 7,4 млн. тонн – самой низкой отметки с 1948 года. Тем временем цены на этот продукт за прошлый год выросли более чем в два раза.

Такое развитие событий директор информационно-аналитического департамента Российского зернового союза Сергей Шаховец объясняет в первую очередь увеличением спроса на зерно со стороны некоторых государств азиатского и африканского регионов. «Повышение платежеспособности жителей азиатских стран привело к тому, что традиционные потребители риса решили перейти на другие зерновые культуры. Крупными импортерами стали Китай, Индия, другие страны региона и государства Северной Африки. Вторым фактором повышения цены стало увеличивающееся производство биотоплива», – рассказал он «НИ».

Вслед за зерном по цепочке дорожают и многие продовольственные товары. В первую очередь это мука и хлеб, за ними идут макаронные изделия, мясо. Не стоит забывать и про такой значимый для России продукт, как водка. Чтобы не допустить резкого ценового скачка, государство выбросило на рынок часть запасов из «закромов Родины» и ввело заградительные пошлины, которые должны были остановить массовый экспорт зерновых за рубеж. Меры сработали. По словам аналитика Института конъюнктуры аграрного рынка Игоря Повенского, без них цена на зерно на российском рынке вполне могла дойти до 10 тыс. руб. за тонну. «Мы бы имели ту же динамику, что и мировые цены, поэтому введение заградительных пошлин я считаю вполне оправданным. Конечно, противостоять глобальным тенденциям невозможно, и закрыть экспорт надолго нельзя – себестоимость производства растет и должна покрываться соответствующим ростом цен», – отметил «НИ» специалист.

Срок пошлин заканчивается 1 мая, но уже ходят слухи о возможности его продления до сбора нового урожая. Игорь Повенский считает, что такой сценарий был бы вполне логичен. «Когда пошлины отменят, наши внутренние цены на зерно начнут идти в ногу с мировыми. Но в связи с ростом посевных площадей в мире ожидается хороший урожай, значительно превосходящий показатели прошлого года. Это обстоятельство должно привести к снижению цен на зерно. Так что катастрофического скачка пока ждать не приходится. Напротив, по сравнению с нынешней стоимостью зерна осенние мировые цены могут снизиться на 20 – 30 долларов за тонну», – полагает эксперт.

Отдавая должное американскому ценовому рекорду, аналитики видят большую угрозу для российских цен не в скачках заморской биржи, а в решении нашего ближайшего соседа Казахстана с 1 марта ограничить экспорт своего зерна. До этого его активно закупали соседние с этой страной регионы РФ и некоторые российские экспортеры. Решение Астаны может поднять стоимость зерна на нашем внутреннем рынке.

Впрочем, это уже происходит, хотя и не так быстро, как в Америке. Если в США стоимость пшеницы с начала года выросла на 24%, то у нас – на 14%. Пока еще действует «заморозка», на розничных ценах на хлеб это сказывается не так заметно, но как только начнется «оттепель», и продавцы, и производители возьмут свое. Что же до цен на пшеницу, то, по мнению Сергея Шаховца, их будущее определят три фактора: цена на внешнем рынке, величина будущего урожая и запросы внутреннего потребителя. «Сейчас мы потребляем внутри страны 70 млн. тонн зерна, но ожидается наращивание производства мяса, птицы и ежегодный прирост потребления на 1,5 млн. тонн. Что касается мировых цен, то они определяются балансом спроса и предложения. Поскольку спрос сейчас остается довольно устойчивым, цены будут расти, хотя уже не такими темпами, как в прошлом году», – отметил эксперт.

"