Posted 26 февраля 2007,, 21:00

Published 26 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Прозрачное золото

26 февраля 2007, 21:00
Почти 2 млрд. людей к 2025 году могут остаться без питьевой воды, а еще две трети населения планеты будут страдать от ее нехватки. С этим прогнозом выступила вчера Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO). По словам отечественных специалистов, Россия в условиях глобального водного кризиса может за

По данным FAO, потребление воды в XX веке росло в два раза быстрее, чем увеличивалась численность населения планеты. Уже сегодня, как отмечают западные эксперты, более 1 млрд. человек не имеют доступа к питьевой воде. ООН призвала немедленно решать эти проблемы, уделяя больше внимания рациональному использованию водных ресурсов. России в этом плане есть над чем задуматься. С одной стороны, суммарные водные ресурсы страны громадны и с учетом рек, озер, подземных и ледниковых вод составляют более 97 тыс. куб. км. Один только Байкал хранит в себе 20% всех мировых запасов пресной воды, а в целом же по питьевым богатствам мы уступаем только Бразилии. С другой стороны, отсутствие новейших технологий у наших промышленников, а также безалаберное отношение к водному фонду страны медленно, но верно сокращает пригодные к использованию запасы. По словам ученых, если не принимать меры уже сейчас, то лет через 20 мы вполне можем шагать в ряду жаждущих стран.

«России выпадает хороший шанс, и надо с умом им воспользоваться. Ведь в условиях мирового дефицита воды мы можем занять достойное место даже не в поставках воды, а в экспорте водоемкой продукции. Например, сегодня Северная Африка и Ближний Восток ввозят столько пшеницы, что на ее производство требуется воды двух таких рек, как Нил. То есть, когда в мире начнет не хватать воды, Россия благодаря своим водным запасам может стать лидером в области поставок продовольствия», – рассказал «Новым Известиям» директор Института водных проблем Виктор Данилов-Данильян. По его словам, по трубам можно будет поставлять и питьевую воду, однако большим спросом будет пользоваться все же водоемкая продукция. «Согласитесь, что получить воду для питья можно и опреснением морских вод, однако использовать ее в промышленных масштабах никто не решится в силу больших экономических затрат», – подчеркнул специалист.

Член-корреспондент РАН Татьяна Моисеенко советует странам, испытывающим дефицит воды, избегать по возможности кабальной зависимости от водоизбыточных регионов. «Для этого им нужно внедрять водосберегающие технологии, использовать в орошении земель капельные технологии. В Центральной Азии, например, довольно нерационально используют воду, поэтому им уже сегодня нужно думать о своем будущем», – сообщила она «НИ». По мнению руководителя Центра внешних экономических связей Института экономики РАН Анатолия Барковского, поставки воды в Среднюю Азию были бы весьма актуальны: «Нужно заранее решить ряд вопросов. В частности, как транспортировать воду, сколько мы можем поставлять без ущерба для своей природы. И если окажется, что все это вполне реализуемо, то мы, безусловно, можем стать ведущим поставщиком воды во многие жаждущие регионы».

"