Posted 26 февраля 2004,, 21:00

Published 26 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

ПРЕМЬЕР НА ЧАС

ПРЕМЬЕР НА ЧАС

26 февраля 2004, 21:00
Последнее заседание правительства Михаила Касьянова прошло вчера на удивление спокойно. Министры держались довольно стойко, как будто в их жизни после недавнего президентского указа ничего не изменилось. А вице-премьер Виктор Христенко, временно выполняющий обязанности главы кабинета, всем своим видом давал понять, что

Заседание кабинета должно было начаться ровно в 10 часов по московскому времени. Однако министрам пришлось подождать пять минут: немного запоздал и.о. премьера Виктор Христенко. Раньше такие «вольности» себе позволял только Михаил Касьянов, которого частенько задерживали дела государственной важности – например, телефонные разговоры с президентом России. Что заставило Виктора Христенко прийти на пять минут позже, так и осталось неясным: он не стал ничего объяснять, а министры не решились поинтересоваться.

Впрочем, в строгом соответствии с текстом популярной песенки пяти минут хватило для многого. Кто-то из министров оживленно «щебетал», а кто-то, напротив, подавленно молчал, очевидно, не слишком высоко оценивая свои шансы оказаться в новом кабинете. Наиболее уверенным и бодрым выглядел министр экономического развития и торговли Герман Греф: он всем своим видом давал понять, что без кресла в следующем кабинете не останется. Министр труда и социального развития Александр Починок воодушевленно жестикулировал, пытаясь доказать что-то вице-премьеру Галине Кареловой. Зато глава Министерства по налогам и сборам Геннадий Букаев был явно встревожен и подавлен. И это понятно: ходят слухи, что его министерство и Государственный таможенный комитет скоро «вольют» в состав Минфина. В результате г-н Букаев лишится министерского портфеля. Впрочем, по слухам, у него есть неплохие шансы потерять его и без «слияния» Минфина с налоговыми структурами страны.

Наконец, пять минут истекли, и в дверях появился Христенко. Он быстро прошел к своему креслу и, поздоровавшись со всеми, открыл заседание правительства. Старожилы Белого дома утверждают, что по такому «сценарию» начинали заседание почти все его предшественники за исключением Евгения Примакова: тот здоровался с особо приближенными министрами за руку, а потом обращался с общим приветствием к кабинету в целом. Но Христенко решил воздержаться от столь открытой демонстрации своих симпатий и антипатий и ограничился коротким словом «здравствуйте». После чего заседание правительства началось.

Почти сразу же стало понятно, что «чемоданные» настроения уже овладели министрами. Видимо, поэтому острых дискуссий не последовало, и даже самые болезненные вопросы обсуждались с нескрываемым равнодушием. Проблема создания экономических зон до указа об отставке Михаила Касьянова наверняка стала бы поводом для острых дебатов между Минфином, Минэкономразвития, Центральным банком и Министерством по налогам и сборам. Ведь речь, если верить экспертам Минэкономразвития, идет о создании максимально благоприятных условий для развития бизнеса в стране. А если верить ЦБ и налоговому ведомству, о создании офшорных «дыр», через которые деньги будут утекать из казны. Именно это и заявил на заседании правительства Геннадий Букаев: по его словам, существующая практика показывает, что такими зонами в первую очередь начинают пользоваться крупные компании в целях ухода от налогов. И привел в пример Магадан, где только в прошлом году из бюджета увели 1 млрд. рублей. Его поддержал первый замминистра финансов Алексей Улюкаев, который стал убеждать присутствующих министров в том, что существует опасность превращения особых зон во внутренние офшоры.

Наверное, в любой другой ситуации высказывания Букаева и Улюкаева вызывали бы резкую отповедь со стороны главного защитника идеи экономических зон – главы Минэкономразвития Германа Грефа. Однако вчера он отреагировал на «происки конкурентов» удивительно спокойно. А Виктор Христенко, внимательно выслушавший аргументы сторон, ограничился замечанием, что «зоны – это один из инструментов привлечения крупных инвестиций, но не единственный». «Поэтому его нужно использовать осторожно», – отметил и.о. премьер-министра и тут же предложил коллегам перейти к рассмотрению других вопросов. Благо их в повестке дня было предостаточно.

Впрочем, никаких решений по итогам вчерашнего правительственного заседания принято не было. Что и понятно: большинство министров, по-видимому, больше были заняты обдумыванием планов по дальнейшему трудоустройству, чем решением проблем государственной важности. А те, кто не сомневался в своих шансах попасть в новый кабинет, не хотели спорить с «неудачниками». Ведь скоро в России будет другое правительство, и еще вопрос, будет ли его возглавлять нынешний и.о. премьер-министра. Так что обличительный пыл и наиболее весомые аргументы в защиту своих идей лучше приберечь до лучших времен.

"