Posted 26 января 2006,, 21:00

Published 26 января 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Дети смотрят на Запад

Дети смотрят на Запад

26 января 2006, 21:00
Российский рынок игрушек считается одним из самых перспективных и оценивается в 500 млн. долларов. Между тем доля отечественных производителей на нем ничтожно мала – около 10–20%. В последнее время очертания «игрушечного» рынка немного изменились: если раньше он практически весь принадлежал китайцам, то теперь растет п

Одной из самых обсуждаемых новостей января стала неожиданная популярность куклы по имени Фулла – ближневосточного аналога Барби. По сообщениям, поступающим из Сирии и других традиционных мусульманских стран, ее скупают с тем же ажиотажем, что и ее американскую конкурентку в конце 50-х годов.

На российском рынке игрушек подобного патриотического всплеска не ожидается. Хотя он считается очень перспективным и быстрорастущим, ведущие позиции на нем принадлежат иностранным производителям. На днях маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group выпустило исследование российского рынка товаров для детей. Если верить его результатам, объем нашего рынка игрушек составляет около 400, а то и 500 млн. долларов. «Наибольшей популярностью у российских покупателей пользуются куклы и плюшевые игрушки (около 40%), следующие по популярности – конструкторы и видеоигры (примерно по 20%) и примерно по 10% приходится на настольные игры и технические игрушки (железные дороги, машинки), – рассказал «НИ» исполнительный директор компании Илья Ломакин. – Популярность моделей технических средств (самолетов, танков) падает. То же можно сказать и об электрических железных дорогах. А вот так называемые «развивающие игрушки» пользуются все большей популярностью».

Неудивительно, что при такой структуре спроса российские производители фактически не играют на рынке какой-либо заметной роли. Продавцы давно отмечают, что в таких нишах, как мягкие игрушки и куклы, наши компании уже много лет не производят чего-либо стоящего. «Мягкие игрушки российского производства дешевле китайских на 10–15%, но их заказывают в основном магазины небольших городов, – рассказала «НИ» менеджер компании, занимающейся оптовыми продажами игрушек, Ирина Маврина. – Ведь разница в качестве видна сразу – цветовая гамма китайских игрушек гораздо богаче, материал приятнее на ощупь, швы ровнее. Наши же собачки и медведи часто выглядят так, будто их сшили из отходов». Сегмент кукол и пупсов также представлен в основном импортом. По данным Академии конъюнктуры промышленных рынков, производство пластиковых игрушек катастрофически не успевает за спросом, и получается, что на каждые 7 импортных кукол приходится одна российская.

Специалисты оценивают долю отечественных производителей на российском рынке в 10–20%. Остальное – импорт. Продавцы отмечают даже, что мало кто может навскидку назвать хотя бы одну известную марку российских игрушек. Наиболее высока доля импорта в сегменте конструкторов (80%), чуть ниже она в настольных играх и куклах – 75 и 60% соответственно.

Самые дорогие привозные игрушки – западные. Товары транснациональных корпораций и производителей из Испании, Германии, Италии, по данным агентства Step by step, имеют свои стабильные 20%, и революции в этом сегменте не ожидается из-за того, что цены здесь кусаются. Самые дешевые – китайские, средняя же ниша заполнена товарами из Польши и прочих стран Восточной Европы. Эксперты объясняют это тем, что наши бывшие соседи по соцлагерю стали теснить китайцев. Причина – сложившийся годами стереотип, что Китай поставляет нам низкокачественные и даже небезопасные игрушки. Поэтому родители, заботящиеся о здоровье ребенка, зачастую даже не смотрят на прилавки с продукцией из Юго-Восточной Азии.

Что же касается будущего российской игрушки, то, по мнению экспертов, ее производителям следовало бы заняться освоением малопопулярных ниш, где еще не очень активно ведут себя иностранные игроки. Такими сегментами могли бы стать развивающие, интеллектуальные, музыкальные, настольные, спортивные игры.

"