Posted 25 декабря 2005,, 21:00

Published 25 декабря 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:28

Updated 8 марта, 09:28

Подарок не для нас

25 декабря 2005, 21:00
Сегодня Банк России снижает ставку рефинансирования с 13 до 12% годовых. Теоретически от этого должны выиграть все: банки могут рассчитывать на более дешевые деньги, а население – на снижение ставок по кредитам. На практике в лучшем случае ничего не изменится, а в худшем – пострадают банковские вкладчики.
Сюжет
Банки

Ставка рефинансирования – это классический инструмент денежно-кредитного регулирования в любой стране. С ее помощью центральные банки воздействуют и на ставки банковских кредитов юридическим и физическим лицам, и на ставки по межбанковским кредитам. Ведь банки, получая финансирование от ЦБ по этой самой ставке, устанавливают свои собственные кредитные проценты, исходя именно из нее. Чем она ниже, тем дешевле должны быть кредиты для населения

В нашей стране этот инструмент не действует. Как пояснил «НИ» председатель попечительского совета Института проблем глобализации Михаил Делягин, в России вообще очень много вещей, имеющих не тот смысл, который несет в себе их название. Обычно в развитых странах ЦБ действительно кредитует банки по ставке рефинансирования, а потому она влияет на стоимость банковских кредитов, которые получают заемщики. Наш же ЦБ практически не кредитует российские банки и тем более не делает этого по указанной ставке. А потому используется она только в штрафах, которые иногда взимаются с банков – примерно так же МРОТ применяется как некая расчетная единица при штрафах, которые платят граждане и организации. Формальность нынешнего снижения для г-на Делягина очевидна: «Просто ЦБ хочется отрапортовать о новых достижениях в снижении инфляции. Почему бы их и не подчеркнуть лишний раз? Это такой своеобразный новогодний подарок ЦБ президенту. А больше никому это не нужно».

Первый зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев тоже не питает иллюзий на этот счет: «Ставку рефинансирования меняют уже пятый или шестой раз. Но она действительно не играет у нас той роли, какую играет во многих странах. В Америке, например, если ее хотя бы на четверть процента снижают – так весь мир за этим следит». У нас же, как рассказал «НИ» депутат, есть правило, по которому в случае, если процентная ставка по банковскому депозиту оказывается выше ставки рефинансирования, то взимается налог с разницы. «Предположим, я положил деньги в банк под 12,5%, когда ставка рефинансирования была 13%, – поясняет г-н Медведев. – Теперь же ставка вдруг понизилась до 12%, и с меня будут брать налог с 0,5%. Я считаю это неправильным – надо сделать так, чтобы условия, на которых человек кладет в банк деньги, сохранялись до конца действия депозита, а не менялись вдруг».

Основную причину того, что банковский процент в нашей стране никак не зависит от ставки рефинансирования, г-н Медведев видит в «отсутствии автоматизма в получении денег». «Чего ради банки будут снижать свои ставки, если трудно получить деньги от ЦБ?», – недоумевает депутат. Если бы инфляция у нас снизилась до 2–3%, как в Америке и Англии, то и автоматизм появился бы, убежден он.

"