Posted 25 ноября 2015,, 21:00

Published 25 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:15

Updated 8 марта, 02:15

Прерванный поток

Прерванный поток

25 ноября 2015, 21:00
Торговые и туристические отношения между Россией и Турцией, вероятно, пострадают после инцидента с российским самолетом в Сирии, заявил вчера глава Минфина Антон Силуанов. В том же духе высказался и министр иностранных дел Сергей Лавров. По оценкам экспертов, под угрозой оказались практически все сферы двустороннего то
Сюжет
Газ

Вплоть до вчерашнего дня Турция была и пока остается одним из ключевых торговых партнеров нашей страны, занимая в этом списке шестое место с товарооборотом 31,6 млрд. долларов по итогам прошлого года. По данным Федеральной таможенной службы РФ, наш экспорт составил 24,9 млрд. долларов, их импорт – 6,6 млрд. Правда, в текущем году из-за девальвации рубля товарооборот и без всяких геополитических инцидентов снизился более чем на 20%.

Россия поставляет в Турцию свои традиционные экспортные товары: газ, нефть и нефтепродукты, а также металл, уголь и пшеницу. Мы же импортируем турецкие продовольствие и сельхозсырье, машины, оборудование, транспортные средства, текстиль и обувь. Турция является крупнейшим поставщиком в Россию овощей и фруктов, и им фактически нет никакой альтернативы, поскольку импорт из ЕС запрещен. Впрочем, по мнению экспертов, потеря этого рынка невыгодна и Анкаре.

Пока первые лица двух государств не объявляли о каких-то санкциях и прекращении сотрудничества в экономической сфере. Но их к этому активно подталкивают. Так, член Общественной палаты РФ Павел Сычев предложил распространить на Турцию продуктовое эмбарго, действующее в отношении ЕС, США, Канады. По его словам, нужно запретить импорт мяса, рыбы, молочной и плодоовощной продукции. Вряд ли случайно, именно вчера сотрудники Россельхознадзора в порту Балтийск выявили нарушения ветеринарных требований при ввозе из Турции шести партий куриного мяса общим весом более 162 тонн. Между тем очевидно, что «продуктовая война» с Турцией с высокой долей вероятности приведет к дефициту овощей и фруктов в торговых сетях, особенно в осенне-зимний период. И соответственно к росту цен.

Ударит эта ситуация по отечественному рынку труда. В ряду прочих потенциальных потерь для России стоит упомянуть турецких строителей, подрядчиков и инвесторов. Прежде всего – строителей, которые в целом зарекомендовали себя как грамотные специалисты, способные быстро и качественно выполнить любую сложную работу. По оценкам столичных чиновников, за последние 20 лет в одной Москве турецкие компании построили около 24 млн. квадратных метров недвижимости.

В свете последних событий усиливается неопределенность в отношении совместных проектов в сфере энергетики. Под угрозой может оказаться самый крупный энергетический контракт России с Турцией – возведение «Росатомом» АЭС «Аккую». Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в 22 млрд. долларов. Первый блок планируется ввести в 2022 году. Если проект будет отменен, для Анкары это будет означать серьезную задержку с вводом необходимых ей энергомощностей: спрос на электроэнергию растет примерно на 6% в год, около 44% энергии вырабатывается на газе, поступающем из России и Ирана.

Что касается известного проекта «Турецкий поток», то его перспективы и прежде были туманны, во многом из-за высокой стоимости и конечной рентабельности. О планах по созданию газопровода Россия заявила еще в конце 2014 года, но с тех пор не было заключено никаких конкретных соглашений. Как писали ранее «НИ», изначально предполагалось, что по дну Черного моря и далее по территории Турции до турецко-греческой границы будут проложены четыре ветки общей мощностью 63 млрд. кубометров, однако в последнее время стороны обсуждали строительство только одной (15,75 млрд. кубометров). Были надежды на то, что межправительственное соглашение по первой ветке будет подписано в середине декабря, но теперь на это рассчитывать не стоит.

Для «Газпрома» отмена «Турецкого потока» обернется потерей многих миллиардов долларов, а Турция продолжит снабжаться газом через Украину. Анкара получает из РФ около 60% своего потребления газа, и альтернативных источников такого масштаба у нее нет.

Как заметил в беседе с «НИ» старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, «Турецкий поток», по-видимому, сохранится в своем нынешнем «урезанном» виде, поскольку одна ветка нужна обеим сторонам. «Турция покупает наш газ, но и мы весьма серьезно зависим от доходов по экспорту газа, который привязан к трубе, – говорит эксперт. – Мы не можем безболезненно, на каком-нибудь ковре-самолете эти объемы газа перебросить в другое место».

Эксперт считает, что на возможные антитурецкие санкции Москвы последуют ответные со стороны Анкары. «По большому счету, Турцию нам наказать нечем. Она стала основным заместителем европейской сельскохозяйственной продукции, попавшей под эмбарго. Если сейчас запретят ее товары, возникнет дефицит. Неоткуда будет брать не только экзотические фрукты, но и огурцы с помидорами», – сказал г-н Жаворонков.

"