Posted 25 ноября 2012,, 20:00

Published 25 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:15

Updated 8 марта, 05:15

Заправские цены

Заправские цены

25 ноября 2012, 20:00
С начала года рост цен на бензин составил 6,5%. Об этом сообщается в материалах Росстата. Наибольшее удорожание – на 2,4% произошло в октябре после непродолжительного затишья. В этом году власти попытаются удержать повышение стоимости бензина в рамках инфляции. Однако в следующем году автомобилистов может ждать рекордн
Сюжет
Бензин

Недавно Минэкономразвития выпустило и направило для ознакомления в правительство долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. В нем руководителей страны предупреждают о значительном росте цен на газ и электричество, которое произойдет до 2030 года. В документе, в частности, говорится, что граждане будут платить за электроэнергию на 70%, а за газ – на 30% больше, чем другие, главным образом промышленные, потребители. Иными словами, электроэнергия для населения за ближайшие 18 лет подорожает в 5 раз, газ – в 4,6 раза.

Впрочем, не исключено, что подобных показателей мы достигнем не в 2030 году, а гораздо раньше. На это указывает поведение цен на бензин. Без явных причин стоимость автомобильного топлива в прошлом месяце увеличилась на 2,4%. Общее удорожание по итогам 10 месяцев этого года, по официальным данным, составило 6,5%.

Как утверждает Росстат, расценки производителей бензина за 10 месяцев увеличились на 16,3%, а в октябре – на 5,1%. Повышение цен было зафиксировано в девяти субъектах РФ – от 1,6% в Саратовской области до 31,4% в Башкирии. Что касается потребительских цен, то в октябре они подскочили в 81 регионе, в каждом из которых жители по-разному ощущают на себе удорожание.

Если в среднем по стране цена автомобильного топлива составила 28,77 руб., то в Забайкальском крае она оказалась на уровне 32 руб., а на Чукотке и вовсе 45 руб. Быстрее всего в октябре топливо дорожало в Иркутской области – на 5%, в то время как, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин в среднем стали выше на 2 и 3,2% соответственно.

Отметим, что в прошлом году бензин дорожал очень активно. За год цены выросли на 13,8%, что более чем вдвое превысило уровень годовой инфляции (6,1%). В этом году, надеются власти, рост будет не таким серьезным. Так, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин ранее утверждал, что у государства в арсенале достаточно мер для стабилизации ситуации на рынке топлива, в том числе гибкое таможенно-тарифное регулирование и гибкое налогообложение. В сентябре вице-премьер РФ Аркадий Дворкович также пообещал, что рост бензиновых цен на российском внутреннем рынке в текущем году не превысит уровень инфляции.

Президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин полагает, что в ближайшее время оснований для снижения цен нет. «Я не вижу причин для снижения цен, ведь акцизы и налоговая часть были увеличены, – напомнил «НИ» эксперт. – И понятно, что компании стараются перевести расходы на потребителя. Но пока рост сопоставим с инфляцией, так что мы вполне можем уложиться в прогноз Дворковича. К тому же мировые цены на нефть стабилизировались, я не ожидаю никаких резких изменений, которые могли бы исказить картину, которую мы видим сейчас».

Эксперт Института энергетической стратегии Кирилл Бушуев в свою очередь напоминает, что у правительства была идея переложить часть налогового бремени, в частности транспортный налог, на акцизы, но этого сделано не было, так что порадовать автомобилистов нечем. «Проблема в том, что здесь нет экономической составляющей в прямом смысле: никогда у нас цены на бензин не падают, вне зависимости от того, что происходит с ценами на нефть, – сказал «НИ» г-н Бушуев. – На сегодняшний день изменение внутренних цен не совсем пропорционально изменениям внешней конъюнктуры. В связи с этим можно и поверить господину Дворковичу».

Напомним также, что с января 2013 года в России будет запрещена продажа бензина и дизтоплива стандарта ниже «Евро-3», что может привести к беспрецедентному росту цен на бензин – до 40 руб. за литр. После этого, по прогнозам экспертов, стоимость топлива будет постепенно стремиться к европейским значениям – к двум долларам за литр и выше. Причиной удорожания станет не только переход на более высокие экологические стандарты, но и быстрорастущие акцизы. Так, Совет Федерации уже одобрил закон, предусматривающий индексацию акцизов на автомобильное топливо в 2014–2015 годах. При этом повышение ставок на бензин и дизельное топливо четвертого и пятого экостандарта начнется уже в следующем году. Ставки на топливо «Евро-4» и «Евро-5» будут проиндексированы во втором полугодии 2013 года в среднем на 6%.

"