Posted 25 октября 2015,, 21:00

Published 25 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:08

Updated 8 марта, 03:08

Споры на развилке

Споры на развилке

25 октября 2015, 21:00
Институт экономической политики, носящий имя своего основателя Егора Гайдара, отметил свой четвертьвековой юбилей так, как и положено авторитетному аналитическому центру – научной конференцией. И хотя по времени она продолжалась всего-то полдня, состав ее участников мог вызвать зависть любого, даже самого представитель

Конференция в столичном «Президент-отеле» проходила под символическим девизом «Изучая настоящее, проектируем будущее». Свое видение ситуации, сложившейся в экономике, последовательно излагали действующие (Игорь Шувалов, Алексей Улюкаев, Антон Силуанов) и бывшие (Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Евгений Ясин, Андрей Нечаев) члены правительства, действующий (Эльвира Набиуллина) и бывший (Сергей Дубинин) главы Центробанка, а также «звезды» научного и экспертного сообщества (Александр Аузан, Андрей Клепач, Абел Аганбегян).

Именно академик Аганбегян, дуайен российского научно-экономического сообщества и один из основателей Института экономической политики, задал тон дискуссии, отметив, что в настоящее время много факторов тянут российскую экономику вниз – это и отток инвестиций, составивший 650 млрд. долларов за последние 8 лет, и упавшая цена на нефть. К росту же экономику могут подтолкнуть только инвестиции, которые, как убежден Аганбегян, в распоряжении России имеются. «Главный мешок денег – это активы наших банков, которые составляют 772 млрд. рублей, что соизмеримо с ВВП страны», – сказал Аганбегян. По его словам, из этой суммы лишь 1,5% отечественные банки тратят на инвестиции, хотя в развитых странах на эти цели тратится не менее 20%. Если довести российские банковские инвестиции хотя бы до 5–10%, считает эксперт, этого хватит для того, чтобы резко обновить основные фонды в стране, активизировать жилищное и инфраструктурное строительство, удвоить объемы инновационной экономики.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев (на фото) со своей стороны обратил внимание на то, что спад инвестиций в стране за три квартала этого года составил 6%. Тем не менее министр видит и положительные тенденции на этом рынке. По его словам, начиная с 2011 года компании практически все свои прибыли тратили на дивиденды, а не на инвестиции. На фоне экономического спада вкладываться в какие-то проекты внутри страны было слишком рискованно – траты можно было не «отбить». В нынешнем году, по свидетельству Улюкаева, ситуация меняется – компании все больше закладываются не на дивиденды, а на инвестиции – значит, верят в будущий рост.

Бывшему министру экономики Андрею Нечаеву, в отличие от действующего коллеги Улюкаева, об оптимизме «по должности» можно было не беспокоиться. Поэтому он был предельно критичен, отметив, что сложившаяся в «нулевых» модель развития экономики – сырьевая ориентация плюс засилье госкомпаний – себя исчерпала. Представление о том, что можно изменить к лучшему ситуацию в экономике, на меняя ее нынешней модели, – это иллюзия, убежден Нечаев. Настоящая же мина под экономику страны, по его мнению, заложена в структуре распределения доходов бюджета. Раньше они делились между федеральным бюджетом и бюджетами иных уровней в соотношении 50 на 50, сейчас Центру достается 65%, регионам – 25%, муниципалитетам – 10%. «В результате местное самоуправление финансово ликвидируется, а бюджеты регионов превращаются в кассы по раздаче бюджетникам денег, которых все равно не хватает», – заметил Нечаев.

Его видение ситуации оказалось в чем-то созвучным взглядам министра финансов Антона Силуанова. Он отметил, что до кризиса через федеральный бюджет перераспределялось 16% госсредств, а через бюджеты всех уровней – 31%. Сейчас эти цифры выросли, соответственно, до 21% и 40%. Министр призвал не бояться проведения реформ, сокращающих эти цифры – в том числе, таких чувствительных, как пенсионная, или как переход к адресным субсидиям. «Снижая перераспределительные процессы через бюджет, мы должны двигаться к тому, чтобы освобождать бизнес от избыточных налогов, только тогда он сможет обеспечить рост экономики», – заявил Силуанов.

Своеобразный итог обмену мнениями подвел научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «Все говорят об экономическом кризисе. Но принципиальные проблемы сегодняшнего дня лежат не в сфере экономики, а в политике – нам нужны верховенство права и политическая конкуренция. Без этих институтов экономика просто не сможет развиваться».

Понятно, что формат конференции не предполагал каких-то однозначных выводов. Тем не менее кое-какие из них напрашивались. В свое время Егор Гайдар и его молодые коллеги пришли в правительство в тот момент, когда страна стояла на развилке и имела несколько возможностей для дальнейшего движения. Команда реформаторов решительно и невзирая на множество издержек, двинула ее по пути рыночных реформ, предопределив колею движения на последующие 25 лет. Сейчас, судя по выступлению ораторов, можно заключить, что страна подошла к новой развилке, и от того, куда власти двинут экономику – в инновационную сторону или сырьевую – будет зависеть кривая роста или спада в следующие четверть века.

"