Posted 25 октября 2005,, 20:00

Published 25 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:32

Updated 8 марта, 02:32

Михаил Крючков

Михаил Крючков

25 октября 2005, 20:00
Программа для тянитолкая

На последнем совещании с членами правительства Владимир Путин поручил кабинету министров подготовить пакет антиинфляционных мер на ближайшее время. Выполнять это задание президента, как можно судить по его словам, предстоит всем ветвям власти, а Минфину и Центробанку к этой работе предстоит «подключиться». Вообще-то в странах, которым уже приходилось решать проблемы инфляции, соответствующие программы, как правило, разрабатывали именно центральные банки – кому, как не им, регулировать количество денег в стране. Но у нас свой путь, и это правильно.

Министр финансов Алексей Кудрин отреагировал на полученное задание практически молниеносно, отметив, что его выполнение «потребует координации усилий всех органов, которые регулируют цены и тарифы естественных монополий». При этом он прозрачно намекнул, что правительству и, в частности, премьеру с монополистами не справиться. Нужно вмешательство на еще более высоком уровне, а выше Фрадкова у нас только Путин.

С тарифами в России действительно беда: сначала монополисты разгоняют инфляцию, а потом ее же закладывают в цены на свою продукцию. Этот увлекательный процесс может идти бесконечно. Но если даже представить себе, что президент даст естественным монополиям команду «Стоять!» и они послушаются, проблему это не решит.

В последние месяцы каждого года ЦБ РФ оказывается между двух огней. С одной стороны, нужно сдерживать инфляцию, которая к этому времени, как правило, уже переваливает за плановые годовые показатели. С другой – искусственно поддерживать курс доллара, чтобы не дать укрепиться рублю. Делать это одновременно ЦБ пока не удавалось, поскольку очень сложно идти налево, продвигаясь при этом в правую сторону. Нынешняя поздняя осень – не исключение. Впрочем, есть у нее и особенность, которая Центробанку тоже не в радость. Речь идет о планируемом резком увеличении бюджетных расходов, которые уже подогревают инфляционные ожидания до критических температур.

Четыре национальных проекта, которые в начале сентября озвучил президент, требуют государственного финансирования – без него они так и останутся проектами. Речь ведь идет о не избалованных деньгами здравоохранении, образовании, агропромышленном комплексе и программе доступного жилья, так что планируемых на будущий год 116 млрд. руб. может и не хватить. Но это не беда. Закон о бюджете у нас при нынешней Госдуме – что дышло: когда надо, тогда и поправляем без проблем. Так что были бы деньги. А они, судя по всему, будут: недаром один из сценариев развития страны на ближайшее время рассчитывается уже, исходя из цены на российскую нефть в 60 долларов за баррель. Вот только как повышение бюджетных расходов сразу на 40% положить в один пакет с борьбой с инфляцией, непонятно.

Успех любого из четырех проектов напрямую связан с деньгами, которые крутятся в каждой из ставших приоритетной для власти отрасли. И деньги это не абстрактные, а вполне конкретные дензнаки, которые непременно выйдут на рынок. С врачами и преподавателями яснее вообще некуда – им надо просто больше платить, что, собственно, и намечено. Жилищной программе при всех госдотациях и субсидиях нужен, прежде всего, платежеспособный спрос населения, и его-то государство и намеревается материально простимулировать. В АПК, где только на подъем животноводства будет выделено свыше 1 млрд. долларов, деньги тоже пойдут не коровам и овцам, а людям, которые их изрядно заждались. В конечном же счете львиная доля розданных государством миллиардов уйдет в потребление, которое и без того растет у нас так, как ни одна экономическая отрасль. Можно принимать сколько угодно антиинфляционных программ, но рассчитывать на их успех в такой ситуации, думается, наивно.

Правительству сейчас не позавидуешь. Национальные проекты никто не отменит, значит, деньги нужно выделять. Давать рублю укрепляться нельзя – пострадают экспортеры, начнутся проблемы, зачахнет и внутреннее производство. Потому и выбрали из всех зол, если не меньшее, то хотя бы гипотетически самое уязвимое. На естественных монополистов можно хотя бы прикрикнуть – вдруг да испугаются. Правда, к монетарным методам, которыми обычно и борются с инфляцией, это отношения не имеет, но иначе нашего экономического тянитолкая с места, видимо, не сдвинуть.

"