Posted 25 октября 2005,, 20:00

Published 25 октября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

Сливать будут меньше

Сливать будут меньше

25 октября 2005, 20:00
Вчера стало известно, что Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила черновой вариант законопроекта об инсайдерской информации. Участники сделок с использованием инсайда будут наказываться штрафами, а возможно, даже привлекаться к уголовной ответственности. Окончательно закон обещают подготовить к весне.

Под инсайдом обычно подразумевается нелегальное использование внутренней или конфиденциальной информации, зная которую можно получить дополнительные прибыли при сделках на фондовых рынках. Тот, кому такая информация недоступна (а их, естественно, большинство), сильно теряет на бирже, поскольку играет в неравных с инсайдером условиях.

Как пояснил «НИ» эксперт Российского института директоров Игорь Коротецкий, «инсайдерская торговля имеет значительные отрицательные последствия для экономики: если есть инсайд, падает ликвидность фондового рынка, растет стоимость привлечения капитала, и, соответственно, компании не могут выгодно размещать ценные бумаги». Среди негативных последствий инсайда эксперт также выделил «недоверие к российскому фондовому рынку, которое не может не сказываться на экономическом росте».

Законодательно запретить операции с использованием инсайда однажды уже пытались. Три года назад группа депутатов даже внесла соответствующий законопроект на рассмотрение в Госдуму. Однако дальнейшего развития эта история не получила. Разработку нового варианта закона взяла на себя ФСФР. По словам ее руководителя Олега Вьюгина, «такой закон будет стимулировать участников рынка воздерживаться от легкомысленных действий».

Чиновник пояснил, что под инсайдом будет пониматься «нераскрытая информация, которая касается эмитентов ценных бумаг или иных финансовых инструментов» и способна оказать влияние на их стоимость. Существенным изменением цен закон будет считать «несоответствующее сложившемуся интервалу колебаний рыночной цены изменения» стоимости ценных бумаг.

На практике наказать за использование инсайдерской информации очень сложно. Игорь Коротецкий убежден, что «искоренить проблему инсайда в принципе невозможно». «В США, например, ее по сей день до конца решить не удалось. Но уменьшить вполне реально. К тому же необходимо активно привлекать представителей профессионального сообщества к выявлению инсайда».

С этим мнением согласен и заведующий сектором анализа частной финансовой системы фонда «БЭА» Ростислав Кокорев: «Ликвидировать инсайд невозможно в силу человеческой сущности, но можно его регулировать. Профессиональное сообщество, безусловно, может и должно влиять на проблему, хотя оно у нас сейчас небольшое и слабое. Что касается этики ведения бизнеса, то ее весьма сложно ставить на первое место, когда возникает возможность получения прибыли. Здесь надо менять менталитет».

Смене менталитета, по замыслу властей, будут способствовать готовящиеся изменения в Кодекс об административных правонарушениях: выявлять сделки с инсайдом будет ФСФР, а вести следственные действия – МВД. Не исключена и возможность уголовной ответственности. Хотя, как полагает Игорь Коротецкий, в качестве наказания за инсайдерскую торговлю «уголовную ответственность вводить пока рано». Подтверждает это и Ростислав Кокорев: «Наказывать лучше рублем, чем посадкой в тюрьму».

В качестве эффективного решения проблемы эксперты предлагают максимально четко прописать, что такое инсайдерская информация, определить действия, которые должны подпадать под ограничения, а также круг лиц, связанных с инсайдом, и, наконец, сам механизм выявления нарушителей. Ведь в первую очередь от инсайдерской торговли страдают мелкие инвесторы, у которых ограничены возможности анализа рынка.

«Важно, чтобы при принятии закона не возникла возможность манипулировать неугодными людьми. В России очень часто в руках недобросовестных игроков находится дубинка против добросовестных. Поэтому должна быть максимально учтена презумпция невиновности. Прежде чем обвинять кого-то в инсайдерской торговле, надо, во-первых, доказать, что игрок имел такую информацию, а во-вторых, ее использовал», – убежден Ростислав Кокорев.



ЗА «СЛИВ» НАКАЗЫВАЮТ ВЕЗДЕ

Страны с развитой экономикой столкнулись с проблемой инсайда давно. Первые законодательные акты, запрещающие использование подобной информации, появились еще в 30-х годах, сразу же после окончания Великой депрессии – крупнейшего экономического и финансового кризиса в XX веке.

В Великобритании за инсайдерство полагается штраф или тюремное заключение сроком от 6 месяцев до 7 лет. В США комиссия по ценным бумагам может наложить на виновного штраф на сумму до 1 млн. долларов или изъять у него сумму, в три раза превышающую полученную прибыль. Решение принимается в зависимости от того, какая сумма оказывается большей, так что уголовные штрафы за «слив» закрытой информации доходят у американцев до 2,5 млн. долларов. В Германии максимальный срок заключения за использование инсайдерской информации – 5 лет, в Японии – 3 года, в Италии и Франции – 2 года.

Самое неприятное в законодательстве США или Великобритании то, что инсайдер ничего не знает о вменяемых ему в вину преступлениях до тех пор, пока он не оказывается на территории этих стран. Сразу же после этого его счета могут быть «заморожены», а сделки, уже заключенные с ним или при его посредничестве, аннулированы. Так что у российских бизнесменов, подозреваемых в инсайдерстве, есть все шансы попасться в руки американского или британского правосудия – при условии, конечно, что они окажутся «в нужное время в нужном месте».

Обвинения в использовании инсайдерской информации не обходят стороной и «сильных мира сего». Так, в марте этого года французский апелляционный суд оставил в силе приговор трехлетней давности, вынесенный известнейшему международному финансисту Джорджу Соросу. Его оштрафовали на 2,2 млн. евро. Речь шла об использовании инсайда в ходе приватизации французского банка Societe Generale. В 1986 году известному биржевому игроку Айвену Боски пришлось пойти на мировое соглашение с инвесторами и заплатить им 100 млн. долларов. Если бы он не сделал этого, ему бы угрожало тюремное заключение на срок до пяти лет. В 1987 году к двум годам тюрьмы был приговорен Деннис Ливайн за получение прибыли от использования инсайдерской информации в размере 12 млн. долларов.

"