Posted 26 сентября 2017,, 12:22

Published 26 сентября 2017,, 12:22

Modified 7 марта, 17:15

Updated 7 марта, 17:15

Эксперт рассказал, почему цены на авиабилеты в России ниже, чем в мире

Эксперт рассказал, почему цены на авиабилеты в России ниже, чем в мире

26 сентября 2017, 12:22
Компания «Инфомост» провела сравнительный анализ стоимости авиабилетов на рынках России, ЕС, США и Китая. Согласно результатам исследования, стоимость на рейсы российских авиакомпаний, в целом, в два-три раза ниже, чем в среднем в мире. Однако эксперты предупреждают, что это временное явление.
Сюжет
Авиация

Автор исследования, руководитель консалтингового агентства «Инфомост» Борис Рыбак в беседе с НСН рассказал, как российские авиаперевозчики смогли добиться таких результатов.

«Россия пожинает плоды либерализации авиаперевозок. После того, как в 2004 году этот рынок был либерализован, Россия сняла большинство ограничений, и это дало авиаперевозкам возможность бурно развиваться: конкуренция, появление большого количества игроков на рынке, свобода действий, которая практически никакими правилами не связана, кроме правил безопасности полётов. И это привело, с одной стороны, к бурному росту рынка и увеличению объёма перевозок. Мы, условно говоря, растём в 2-2,5 раза быстрее, чем "средний мир". То есть, темпы роста очень высокие. На рынке яростная конкуренция. Под эту конкуренцию авиакомпании приобретают много техники. На рынке образуются избыточные мощности, авиакомпаниям надо эти мощности заполнять. Они снижают цены на билеты, с тем, чтобы привлечь как можно больше пассажиров. Чтобы завоевать большую долю рынка. Эта такая классическая модель ведения бизнеса в условиях либерализованной среды», - рассказал эксперт.

Борис Рыбак отметил, что в России сформировался запрос на ещё более дешёвые билеты, так как дешёвых авиабилетов требует и правительство, и региональные власти, и законодатели, и простые граждане.

«Но это в сочетании с либеральным рынком приводит к тому, что очень большое количество авиакомпаний реально работают ниже себестоимости. И чем больше они работают, тем больше у них образуется долгов. То есть, они строят такую, условно говоря, финансовую пирамиду. Как мы знаем, два года назад такая ситуация была с "Трансаэро" и мы знаем, как печально это закончилось. С «ВИМ-Авиа» примерно то же самое. Компания с начала этого года получала очень много новой техники, интенсивно наращивала свои мощности, число больших самолётов. Довольно агрессивно вела себя на рынке, давала низкие тарифы, которые, конечно, привлекали пассажиров. Но в какой-то момент, очевидно, просто перестала справляться. В такой бизнес-модели, как по тонкому льду ходить: если аккуратненько, то, может быть, и пройдёшь. А если делать какие-то резкие движения, то провалишься. Это, видимо, сейчас и происходит. Но, может быть, им удастся выбраться, если кто-то их там перекредитует. Если нет, то тогда – по пути "Трансаэро"», - заметил эксперт.

При этом Рыбак считает, что россиянам следует быть готовыми к росту стоимости авиаперевозок в ближайшем будущем.

«На самом деле выхода нет, кроме как, действительно, потихоньку поднимать тарифы, сбалансировать провозные мощности, убрать с рынка лишнюю технику и научиться жить по средствам. Конечно, это грустно. А сейчас мы, действительно, наслаждаемся низкими ценами на билеты. Это очень приятно для потребителей. Но это не может продолжаться вечно»,- подчеркнул он.

Борис Рыбак рассказал, что только экономически обоснованная стоимость билетов позволит сбалансировать авиатранспортную систему России и обеспечить ее устойчивое долгосрочное развитие.

«Отечественная авиационная отрасль подвергается беспрецедентному давлению со стороны государства, мы постоянно слышим призывы снизить стоимость авиабилетов. Хотя никто не призывает поставщиков авиатоплива снизить стоимость авиационного керосина, банкиров - снизить ставки по кредитам, автопроизводителей и дилеров - уменьшить цену продажи автомобилей. Давление на авиакомпании вынуждает перевозчиков летать ниже себестоимости, что ведет их к банкротству. История "ВИМ-Авиа" - наглядный пример того, как давление всевозможных чиновников, губернаторов, депутатов приводит к очевидному финалу», - заметил собеседник новостного агентства.

Эксперт убеждён, что если такой уровень тарифов сохранится, неизбежны дальнейшие банкротства авиакомпаний, ускорение консолидации рынка и радикальное повышение тарифов в будущем из-за монополизации отдельных сегментов рынка ограниченным числом оставшихся участников.

"