Рус
Eng
Претенциозные отношения

Претенциозные отношения

26 сентября 2012, 00:00
Экономика
АРФИ ГЕВОРКЯН
В начале октября российские представители обсудят с партнерами по ВТО взаимные претензии по исполнению обязательств. Об этом сообщил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. В списке претензий – утилизационный сбор на автомобили, пошлины на бумагу и ряд других мер, введение или отм

В начале октября состоятся первые консультации по поводу возникших за месяц членства России в ВТО проблем. «У наших партнеров есть претензии к нам по поводу того, что мы не все выполняем так, как они считают», – сказал Максим Медведков, отметив при этом, что и «у нас есть претензии к ним». Чиновник МЭР, впрочем, признается, что пока не видит ясной стратегии отстаивания интересов отечественных производителей. Возможные сценарии развития событий станут известны, по его словам, только после переговоров. ВТО сейчас выдвигает по отношению к России ряд требований. В организации, в частности, недовольны введением утилизационного сбора на ввозимые автомобили, установлением пошлины на ввоз бумаги в размере 15% вместо желаемых 5%, а также мерами, запрещающими по фитосанитарным соображениям ввоз живых животных. «Есть проблемы с отдельными тарифными линиями, их порядка десяти, а может быть, и больше, где нам нужно объяснить, почему мы зафиксировали ставки на этом уровне», – обобщает Максим Медведков.

«Нормы ВТО дают каждой стране как плюсы, так и минусы, но в целом плюсов должно быть больше – иначе не было бы смысла вступать в ВТО», – комментирует ситуацию «НИ» руководитель отдела бизнес-оценки «ФинЭкспертизы» Александр Дорофеев. По его словам, каждая страна стремится минимизировать различными средствами минусы, и Россия не исключение в использовании формальных лазеек. Например, пошлины на автомобили, согласно требованиям ВТО, снизили, но одновременно ввели утилизационный сбор, который не имеет, по сути, никакого отношения к реальной утилизации. «Но нигде ведь не написано, что нельзя взимать плату за утилизацию, и размер ее в нормативных документах ВТО нигде не ограничен, – поясняет эксперт. – Такая же ситуация с мясом – ввозные пошлины мы снизили, но при этом запретили ввоз мяса из некоторых стран под предлогом карантина на время, пока не убедимся, что мясо не заражено. И таких хитростей с различными товарами много».

Подобное поведение властей г-н Дорофеев объясняет весьма слабой позицией многих отечественных отраслей, которым снижение импортных пошлин наносит ощутимый урон. «Скорее всего, придется идти на уступки и нам, и нашим партнерам, поскольку процесс участия России в ВТО запущен и никто не заинтересован в его приостановке, – говорит собеседник «НИ». – Скорее всего, это будет не последнее подобное обсуждение на пути к по-настоящему свободной торговле».

У ВТО ВОЗНИКЛИ ПРОБЛЕМЫ НЕ ТОЛЬКО С РОССИЕЙ

На прошлой неделе правительство Украины направило членам ВТО письмо, в котором сообщило о намерении повысить максимальные ставки таможенных пошлин на 350 видов товаров – легковые и грузовые автомобили, сельскохозяйственную технику, мясо, цветы, фрукты, овощи, стиральные машины и даже шприцы. По мнению ряда экспертов, подобный шаг равносилен возобновлению переговоров по условиям членства в ВТО. В соответствии со статьей 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) Украина должна «платить» за повышение тарифов снижением пошлин на другие товары. Однако, учитывая, что страна повышает пошлины сразу на 350 видов товаров, ей достаточно сложно найти необходимое число других областей, где тарифы могут быть сокращены. Если предстоящие переговоры не принесут успеха, Украина сможет просто поднять тарифы в одностороннем порядке, оставив для торговых партнеров право повысить свои собственные тарифы. Но большие торговые державы просто не смогут этого сделать, поскольку пошлины действуют для всех государств.
По материалам информагентств

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter