Posted 25 июля 2012,, 20:00

Published 25 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:42

Updated 8 марта, 05:42

С большой дороги

С большой дороги

25 июля 2012, 20:00
Сферу дорожного строительства в стране проверят прокуроры. В частности, Генпрокуратура РФ обещает разобраться с необоснованным завышением цен, хищением бюджетных средств и отсутствием контроля над соответствием выполненных работ проектной документации. Эксперты подтверждают наличие всех перечисленных проблем в отрасли,

Генпрокуратура решила наведаться на рынок дорожного строительства. Сотрудники ведомства по всей стране проверят соответствие автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального и местного значения требованиям госстандартов и проектной документации. Чем вызвана проверка, в пресс-службе прокуратуры объяснить не смогли, однако в официальном пресс-релизе надзорного органа сообщается, что особое внимание его сотрудников будет уделено исполнению требований законодательства о госзакупках, а также целевому использованию бюджетных средств. «Дорожное строительство зачастую осуществляется с нарушениями федерального законодательства, допускается необоснованное завышение цен, хищения бюджетных средств, отсутствует контроль за соответствием выполненных работ проектной документации, не исключены коррупционные составляющие», – говорится в пресс-релизе.

В качестве примера можно привести расследования об исчезновении более 843 млн. руб., выделенных на строительство трассы в Ямало-Ненецком округе, а также о хищении более 1 млрд. руб. при строительстве кольцевой дороги в Петербурге. Нередко нарушители, уличенные в преступлении, отделываются административными штрафами. В частности, глава администрации Калтанского округа Кемеровской области, который вне конкурса заключил контракт на ремонт автодороги на сумму около 50 млн. руб. Правда, размер штрафа, на который «попал» чиновник, в сообщении Генпрокуратуры не указан.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин сомневается, что прокурорам под силу объективный и профессиональный анализ оценки стоимости заказа. «Километр четырехполосной дороги может стоить и восемь миллионов долларов, и 40 миллионов долларов. И обе суммы могут быть потрачены по назначению», – говорит эксперт. Разная стоимость может быть обусловлена климатическими особенностями региона или тем, в какой местности прокладывается трасса – населенной или нет. Если при реализации проекта приходится сносить, к примеру, дома, в стоимость дороги может быть заложено также расселение жильцов.

По словам Михаила Блинкина, нарушения закона о госзакупках в сфере дорожного строительства ничем особенным не отличаются. Чаще всего, по его мнению, схемы универсальные для всех сфер. С данным утверждением не соглашается координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков. По его оценкам, самые дорогие заказы сосредоточены в дорожном строительстве. «Большая часть разворованного через госзакупки приходится именно на дорожное строительство», – уверяет «НИ» г-н Калмыков. Нарушения, которые изучает «Роспил», связаны с оформлением документации торгов. «Чаще всего заказчик в опубликованных документах совмещает проектные и строительные работы, – поясняет эксперт. – Чтобы по конкурсу «протащить» нужную компанию, заказчик указывает достаточно размытые требования к необходимому опыту работы».

Что касается эффективности готовящихся прокурорских проверок, то они, по мнению координатора «Роспила», носят формальный характер. «Время от времени подобные проверки устраиваются, – продолжает собеседник «НИ». – Чаще всего они связаны с политическими заявлениями или ведутся после громких нарушений, как было во Владивостоке, когда обрушилась дорога. Только в таких случаях начинается «возня», но она по опыту прошлых лет часто ничем не заканчивается». Напомним, что в июне во Владивостоке на строящихся объектах саммита АТЭС начались проблемы. Там разрушилась габионная стена высотой около 30 метров. По ней проложена новая трасса, по которой можно проехать к месту проведения саммита АТЭС. «Автор» обрушившейся дороги не понес ответственности за случившееся и по-прежнему отвечает за дороги Приморья.

"