Posted 25 июля 2011,, 20:00

Published 25 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:20

Updated 8 марта, 06:20

«Шашечки» или ехать

«Шашечки» или ехать

25 июля 2011, 20:00
Стоимость таксомоторных перевозок в России может существенно подорожать. По крайней мере об этом предупреждают сами таксисты, недовольные поправками в Кодекс об административных правонарушениях РФ, которые серьезно ужесточают контроль в этой сфере. Однако опрошенные «НИ» эксперты называют это «пугалками» и подчеркивают

Напомним, в апреле Госдума приняла поправки в КоАП РФ, которые регламентируют деятельность таксистов. Теперь все частники должны получать специальные лицензии, а с будущего года необходимо будет установить на автомобиле специальный фонарь, нанести спецокраску – «шашечки» и оборудовать машину счетчиками-таксометрами и кассовыми аппаратами. Таксисты в обязательном порядке должны будут выдавать пассажиру кассовые чеки или квитанции по единой форме. За неисполнение этих требований – штрафы: от 1 до 5 тыс. руб. для водителей и от 30 до 200 тыс. для юридических лиц. К примеру, за отсутствие лицензии – 5 тыс. руб., за невыдачу чека – 1 тыс., за то, что на машине нет «шашечек» – 3 тыс. руб. Выдавать лицензию на работу такси на срок до 5 лет будут специально уполномоченные органы.

Таксисты взбунтовались против этих, казалось бы, вполне очевидных правил. Как рассказал «НИ» председатель профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин, вступление закона в силу приведет к тому, что с начала будущего года резко вырастут цены на перевозки. Произойдет это по двум причинам. Во-первых, закон предполагает дополнительные затраты. Необходимо нанести специальную окраску на машину, приобрести дополнительное оборудование и прочее. «Даже минимальное переоборудование автомобиля будет закладываться в стоимость проезда», – пояснил г-н Щербинин.

Во-вторых, по его словам, многие водители не смогут получить разрешение, поскольку машиной они пользуются не на правах собственности, а на правах аренды или по генеральной доверенности. А разрешение на таксомоторную деятельность выдается не водителю, а на автомобиль. «Соответственно многие останутся за бортом этого рынка и просто пополнят ряды нелегалов, – уверяет эксперт. – Уже сложившийся рынок такси будет очень сильно искорежен. Может возникнуть дефицит легальных такси, на этом фоне также будут подняты цены. Важно учитывать то, что именно легальные таксисты будут больше всего подвержены действию закона: поймать их на неисполнении какого-то пункта гораздо проще, чем организовать целую операцию по поимке нелегала». Г-н Щербинин признает: в целом идея хорошая, но либо «это все сложно выполнить», либо «это влечет за собой существенные материальные затраты». «Если вводится столько требований, надо давать какие-то льготы водителям, – убежден он. – А этот закон имеет только карательную составляющую. На данный момент он не учитывает интересы работников отрасли».

Независимые эксперты, напротив, убеждены, что простым потребителям поправки на руку. Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин убежден, что поправки содержат вполне понятные и простые требования. По его словам, с момента формирования рынка частного такси прошло уже 20 лет, и у таксистов было достаточно времени, чтобы научиться работать по нормальным правилам. «Был дан большой срок, чтобы люди, которые в трудные годы пришли в этот бизнес, могли адаптироваться к этим требованиям: наличие чека, опознавательных знаков и автомобиля в собственности, – заявил «НИ» эксперт. – Это минимум, который должен быть у человека, принимающего ответственность по оказанию такого рода услуг. Мы же нормально относимся к тому, что нам в самолетах дают билеты. Почему здесь не должно быть чека?»

Особенно важно, по словам г-на Янина, то, что автомобиль должен быть в собственности. «Иначе непонятно, кто тебе будет возмещать ущерб. Он там ездит по гендоверенности, а машина принадлежит какому-то несуществующему человеку», – рассуждает председатель правления КонфОП. Угрозы повышения цен он называет «пугалками», не видя никаких объективных причин для подорожания услуги. Издержки таксистов носят разовый характер, и достаточно высокий уровень существующих тарифов позволяет их возместить. «В противном случае они могут лишиться клиентов, – предупреждает Дмитрий Янин. – Повышение тарифов возможно только в том случае, если резко вырастут доходы населения, а этого в ближайшее время, понятно, не произойдет». Эксперт убежден: рынок такси должен наконец стать «рынком в полном смысле этого слова, а не полулегальным бизнесом, как сейчас», когда многие частники не платят налогов либо занижают выручку, при этом нередко пренебрегая элементарными правилами безопасности.

"